«В пустыне, в степи, напротив Суфа» (1:1). Рав Гедалия Айзман, машгиах в ешиве «Коль Тора» в Иерусалиме, рассказывал.
Однажды я слышал от гаона раби Баруха Бера из Камениц о том, как автор книги «Бейт Леви» из Бриска пошел со своими учениками в лес. Все его тело охватила дрожь, и он стал жаловаться на слабость и страшное ощущение. Его спутники не поняли, что случилось, и поспешили вернуться вместе с ним домой. Едва лишь они отдалились от того места, как он удивительным образом оправился. Дрожь прекратилась, самочувствие восстановилось.
Провели расследование, и выяснилось, что в том лесу, на том самом месте, некогда стояла церковь (из книги «Увдот ве-Анагот ле-Вейт Бриск» 2:324).
Рассказывют, что гаон раби Элияу Рагулер совершенствовался в Торе, обучаясь в ешиве «Слободка», а затем был назначен раввином в городе Калиш. После этого он жаловался, что уже не может расти в Торе, как прежде. Ведь в слободке не было церкви, а в Калише она есть («Агадат Арзей Леванон» 2:156-157).
«Если двое сидели вместе, и не было между ними слов Торы, то это посиделки насмешников, как сказано (Теилим 1:1): “На посиделках насмешников не сидел”» (Авот 3:2). Гаон раби Ицхак из Воложина объяснял это так (Милей де-Авот): «На самом деле место, где сидят и занимаются Торой, освящается и возвышается благодаря этому. Также, не дай Б-г, верно и обратное: место, где насмехаются, само оскверняется и оскверняет других, так что даже само это название “посиделки насмешников” прилипает к нему».
В святом Зоаре рассказывается (ч. 2, 9 а), как раби Хия и раби Йоси шли по дороге. Им встретился некий человек и предупредил их не ходить дальше по этому пути. Он повел их обходной дорогой и сказал: «Однажды здесь проходил мудрец, а его встретили разбойники и убили. С тех пор это место стало опасным, и каждый, кто проходит по нему, подвергается риску».
Наши мудрецы говорят, что туда, где человек совершает какой-либо грех, он привлекает нечистоту. Это приводит к тому, что если кто-то пройдет по такому месту, эти нечистые силы облачатся в него и внесут в его сердце чужеродные мысли наподобие того греха. Поэтому иногда мы видим, что человек приходит в какое-то место, и им вдруг овладевает злая мысль, которая никогда прежде не приходила ему в голову. Так происходит потому, что в том месте некогда сделали какой-то похожий грех, и нечистота этого места облачилась в него и внесла к нему эти мысли. Это похоже на вшивого человека, который оставляет вшей повсюду, где ложится, и каждый, кто потом ляжет там, может подцепить их (Сиах Ицхак 67).
Когда святой рав из Вижниц, автор «Имрей Хаим», обдумывал идею создания города для спасшихся от холокоста, он поехал в Америку искать необходимое финансирование. Согласно требованию врачей он каждый день выходил на часовую прогулку, а помощник нес рядом складной стул. Когда он хотел немного передохнуть, то присаживался на него.
В один прекрасный день помощник сказал: «Раби, на всем пути стоит много скамеек. Зачем нужно нести этот стул?»
«Если тебе трудно, я сам его понесу», — ответил рав.
«Никак нет. Но я все-таки хочу понять…» — продолжил спрашивать помощник.
«Я тебе объясню, — ответил тот, — мы находимся в Америке. Кто знает, какие люди сидели на этих скамейках, как они себя вели и о чем думали. Я не хочу заразиться этим».
К чему весь этот разговор? В начале книги Дварим Моше упоминает места, по которым сыны Израиля прошли: «в пустыне» разгневали Б-га, «в степи» согрешили, «напротив Суфа» не хотели входить в море, «между Параном» согрешили разведчики, «между Тофелем» сказали, что ман невкусный. Ужасно! Место получило название совершенного в нем греха. Оно теперь связано с этим грехом и буквально излучает его!
Мы должны строго следить за тем, чтобы исполнять заповеди дома, и чтобы наш дом стал обителью Шхины и излучал святость. Мы должны отдаляться от собраний насмешников, от злословия и сплетен (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»