«Поэтому говорят рассказчики притч: пойдем в Хешбон!» (21:27). В Сефер Харедим (35:30) приводится от имени Зоара комментарий к этой фразе. Там говорится об обязанности человека заниматься самоанализом вечером перед отходом ко сну. Нужно просмотреть, как прошел день, и если были совершены какие-то грехи — исповедаться в них и совершить тшуву. Пусть человек поразмыслит, как ему улучшить свой путь на будущее и как избежать препятствий, о которые он споткнулся в этот раз.
У каждого человека и у каждой семьи есть разные, непохожие друг на друга испытания. Один сталкивается с экономическими трудностями, а другой — в воспитании детей. Один вынужден много времени тратить на проблемы со здоровьем, тогда как у другого вся энергия уходит на иные занятия.
Всегда, когда слышишь об испытании, которому подвергся кто-то другой, очень легко сказать: «Да, это испытание, и нужно его выдержать». Но когда беда приходит к тебе самому, не всегда удается выстоять перед ней. И это несмотря на то, что силы для этого, несомненно, даны каждому, поскольку Всевышний не насмехается над Своими творениями и не ставит никого перед испытанием, которого тот не может выдержать.
Одно из серьезных испытаний для родителей — когда у них рождается ребенок с синдромом Дауна. Впрочем, хотя вначале возникает шок, и проигнорировать его трудно, многие родители принимают ситуацию с верой в Творца. Они приходят к решению, что поскольку такая судьба постановлена им Свыше, значит, им хватит сил выдержать это суровое испытание. Они не стыдятся своего ребенка, ходят с ним на прогулки, водят его в синагогу и делают все возможное, чтобы усвоить самим и показать другим, что в нем живет чистая и святая душа, пришедшая в этот мир исправить определенные недостатки. А значит, здорово и прекрасно, что мы — те самые родители, которым выпала честь помогать этой душе и вести ее к исправлению.
Расскажем в дополнение то, что поможет нам понять, насколько важны такие души.
Однажды к Мааралю из Праги пришел вопрос о курице. Он увидел, что курица кашерна, но вместо того, чтобы, как обычно, дать ясный и четкий ответ, он указал спрашивающему пойти в некий дом, в котором живет глухой и немой ребенок и задать ему этот вопрос. Это выглядело совершенно поразительно, но поскольку эти слова были произнесены ни кем иным, как святым Мааралем, решили поступить, как он сказал.
Ребенку было девять лет, и во всем городе знали, что за всю жизнь он рта не открыл, чтобы произнести что-либо, и ни разу не слышал ни единого слова. Но в этот раз он выслушал вопрос, осмотрел курицу и проговорил всего лишь одно слово: «Кашерна», после чего его душа тотчас отлетела на небо…
Этот странный случай стал известен по всей округе, и Маараля попросили объяснить, в чем тут дело. В прошлом своем воплощении этот ребенок был учителем, знатоком Торы и праведником, который толковал ее законы. Все свои дни он занимался преподаванием и распространением Торы. И когда после смерти он попал в мир истины, на Небесах решили, что его следует отправить в рай. Но в тот момент явился обвинитель с серьезным аргументом.
Однажды накануне шаббата незадолго до заката солнца к этому праведнику пришла вдова с курицей, а он из-за нехватки времени не рассмотрел ее, как следует, и постановил, что это трефа (запрещенная в пищу). На самом деле он ошибся, а у вдовы другой курицы не было, и в шаббат ей нечего было есть. Из-за этого, несмотря на его совершенную праведность, на небесном суде постановили, что он должен еще раз спуститься в наш мир.
Рав содрогнулся и затрепетал, сказав перед судом, что боится возвращаться в материальный мир и вновь подвергаться его испытаниям — вдруг на сей раз он не сможет сохранить праведность? Его доводы, — рассказывал Маараль, — были услышаны, и суд решил, что для искупления страданий, причиненных вдове, праведник снова спустится в мир, но будет глухим и немым, чтобы не мог согрешить. Когда ему зададут вопрос о курице, и он ответит, что она кашерна, его задача будет выполнена, и он сразу же отправится в рай (Леханех Бесимха).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»