«Прикажи Аарону» (6:2). Выступает рав Галинский.
Раши комментирует: «Прикажи — это побуждение отныне и на все поколения. Сказал раби Шимон: Писание больше всего должно подгонять человека там, где он расстается с имуществом. Ведь жертва всесожжения сгорает полностью, и коэн не получает от нее никакой части».
Но подгонять недостаточно. «А коэн, который приносит всесожжение человека, — кожа жертвенного животного будет коэну» (Ваикра 7:8). Что-то все-таки остается для коэнов — не мясо, так кожа. Это многому учит нас.
Наш мир, как известно, — это мир испытаний. Человек приходит в мир, чтобы исполнять заповеди, служить Б-гу и выдерживать испытания (Месилат Ешарим). И все происходящее в этом мире — как хорошее, так и плохое — это испытание для человека. Каков же способ выстоять в испытании? Гаон рав Исраэль из Саланта написал (Ор Исраэль, письмо 2): «Уменьшить то, что вызывает испытание, так чтобы трепет стал сильнее вожделения».
Саба из Новардока дал этому точный пример.
Идет человек по улице города в святой шаббат, ближе к вечеру. Дом его пуст, нет даже хлеба, а дети плачут от голода, да ему и самому горько. «Владыка мира, — молится он про себя, — избавь меня от этих бед, даруй пропитание!»
И пока он еще молится, в его глазах появляется свет: у него под ногами лежит купюра в двести шекелей.
Но ведь сейчас шаббат, и деньги брать запрещено.
В эту же минуту человек становится самым выдающимся ученым Торы во всем городе. Во-первых, этот запрет (мукце) установлен мудрецами, а заповедь делать добро ближним дана в самой Торе. Взять деньги — один грех, а добро он сможет сделать нескольким детям и на целый месяц. К тому же, это вообще может оказаться спасением жизни, чтобы дети не умерли с голода. А если поднять купюру необычным образом — например, безымянным пальцем и мизинцем — и в добавок, использовать ее в качестве носового платка, все это облегчает закон в данном случае.
Он знает, что на самом деле это запрещено, и что все эти рассуждения построены на пустом месте, но как велико испытание!
И тогда он думает: предположим, я нагнусь и подниму, а на другой стороне купюры будет написано: «Издательство Шушаним. Мы печатаем все, кроме денег». Тогда получится, что я проявил слабость характера, а заодно сделал себя дураком.
И он продолжает идти дальше.
Что он сделал? Уменьшил испытание.
В той же степени он мог и усилить трепет. Сказать себе: «Это момент испытания. Сейчас меня снимают, следят за мной, чтобы увидеть, выдержу я его или нет. А что, если я нагнусь поднять деньги, а мимо будет проходить рав? “Пусть будет страх перед человеком из плоти и крови, как страх перед Небесами” (Брахот 28 б). Что скажешь раву? Что искал носовой платок?»
Наши мудрецы придерживались обоих этих средств в сочетании, чтобы укрепить человека в испытании. К примеру, когда они говорили (Недарим 22 а): «Над всяким, кто гневается, властвуют все виды ада, и он склонен к любым грехам», они старались усилить страх. А говоря: «В добавок, у него появляется геморрой, портится зрение и страдает душа», они уменьшали испытание.
Жаль, что человек применительно к себе старается уменьшить испытание, зато увеличивает его для других. Как мне сделать так, чтобы я не гневался за обедом? Заранее сказать, чего я хочу, какие блюда заказываю. Тогда не будет причины для раздражения.
А как сделать так, чтобы моя супруга не гневалась? Для этого уже я пользуюсь усилением страха — пусть убедится, что ей и вправду не стоило раздражаться (Ве-игадта).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»