«Б-г дал милость народу» (12:36). Несколько десятков лет назад произошло странное событие. Правительство Франции, которое в ту пору возглавлял Шарль Де-Голь, отменило договор о продаже военных самолетов властям Израиля.
Многие удивились отмене этого договора, но гораздо большее недоумение вызвал тот факт, что французские власти объявили во всеуслышание, что не собираются возвращать деньги, которые Израиль уже заплатил за самолеты.
Это удивление было особенно велико на фоне того, что Франция считается «просвещенным государством», а не страной варваров. Многие не понимали, как главы французского правительства не стыдятся предстать в глазах других народов в столь позорном качестве.
Было в самом деле очень трудно представить, что президент Де-Голь действительно не намерен возвращать заплаченные за самолеты деньги. Но это то, что произошло, а объяснение этого события скрыто в нашей святой Торе.
В книге «Ховот а-Левавот», в начале врат упования, говорится, что когда человек связывает свои надежды с чем-либо иным, кроме Б-га, Б-г отводит от него Свое провидение и передает его в руки того, на кого он надеялся.
В период, предшествующий этому договору о самолетах, израильское общество преклонялось перед французской культурой. По всей стране Израиля проходили «культурные вечера», на которых можно было познакомиться с французским образом жизни.
Видя все это, Всевышний решил преподать нам урок и отдал нас в руки тех, с кем мы связывали свои упования. Ради этого Он снял с французов маску благопристойности, которой они хотели бы прикрыть свое лицо в момент отмены договора о продаже самолетов.
Люди, далекие от истинной веры Израиля, начали порочить имя Де-Голя и выражать против него свое возмущение и недовольство. Его ругали и проклинали за то, что он сделал. Но в этом было лишь прибавление греха к греху — они не поняли и не поверили в то, что это Б-г наказывает «народ Циона» за то, что поклонялись французской культуре.
Впрочем, Всевышний и французов за это не простил. Спустя примерно полгода после этого события во Франции разразился тяжелый экономический кризис, какого не бывало прежде. Возможно, причиной его было то, что Франция оказалась ненадежной опорой для Израиля. Наши мудрецы говорят, что в поколении перед приходом Машиаха всякое идолопоклонство исчезнет. Только посредством этого экономического кризиса Всевышний мог пресечь поклонение евреев французской нации.
Но пройдет не так уж много времени, и Всевышний сделает еврейский народ любимым в глазах других народов. Рав Шер, глава ешивы Слободка, говорил, что египтяне почувствовали приязнь к евреям благодаря тому, что те входили в их дома в дни темноты, видели их богатства, но не брали их себе.
Возможно, в будущем эта ситуация повторится. Народы мира увидят праведность и честность евреев — увидят, как народ Израиля будет проявлять милосердие к своим врагам и неприятелям (Бархи Нафши).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»