«Палец Б-жий это» (8:15). Толковал рав Галинский: «И сделали так же волхвы своими чарами, чтобы вывести вшей, но не смогли, и были вши на человеке и на скоте. И сказали волхвы фараону: Палец Б-жий это».
Наконец-то, момент настал!
После своей первоначальной реакции «Кто такой Б-г, чтобы мне слушать Его голоса? Не знаю я Б-га» (Шмот 5:2) они убедились в собственном бессилии. Однако, нет, «грешники даже у входа в ад не раскаиваются» (Эрувин 19 а). «Сказали волхвы фараону: эта кара пришла не для того, чтобы ты отпустил евреев. Это наваждение от Всесильного (“Элоким” численно равно слову “природа”, см. респонсы Хахам Цви, гл. 18), пришедшее согласно расположению звезд над страной Египта» (рав Авраам Ибн Эзра, Шмот 8:15).
И вы в самом деле в это верите? Почему же тогда только вы чешетесь от вшей, а евреи спокойны и улыбаются? Но попробуй-ка убеди того, кто закрывает глаза, чтобы не замечать очевидного, расскажи ему, что он теряет из-за нежелания видеть.
Я могу сказать одно: когда отец бьет ребенка, это похоже на поцелуй. Но если ребенок закрывает глаза, он чувствует только боль от ударов.
В ешивах Новардока было принято устраивать «биржу». Саба из Новардока однажды попал на настоящую биржу, где торговали алмазами. Он увидел торговцев, которые спорили и обсуждали свой товар, проверяли драгоценные камни и выясняли их качество, отмечали достоинства, находили недостатки и устанавливали стоимость. Они покупали и продавали, и все это совершалось с интересом и с чувством, с полным участием. Тогда он решил: если уж в поисках материальной наживы так делают, тем более так должно быть в поисках духовности и вечной жизни! И он ввел «биржевой час», во время которого вся ешива превращалась в бурлящий котел. Ученики спорили в группах, ходили парами, проверяли личные качества и оценивали способы духовной работы над собой, обменивались идеями и подтверждали их примерами. Так формировалась их личность — через прохождение нелегких экзаменов, которые их ожидали.
В такой ешиве я однажды услышал следующую притчу.
Отец предупредил сына не ходить в лес, чтобы он не заблудился и не пропал. Ведь и дикие звери рыщут там, и шайки разбойников. Но сын не прислушался к предостережению, пошел в лес и, естественно, потерялся. Сердце его охватило уныние, все чувства были напряжены, каждый шорох заставлял его вздрагивать.
А вдруг это зверь или разбойник — как тогда спасаться? И вдруг он почувствовал удар по спине и словно окаменел. Уж не медведь ли это огрел его лапой?
Он обернулся и увидел… своего отца. Он сразу почувствовал облегчение. Неважно, что его ударили, — главное, что отец рядом! Но если бы он не обернулся, то так и дрожал бы от страха перед медведем и разбойником.
Так было и с египетскими волхвами, думавшими, что это природное бедствие. И так происходит со всеми нами: каждый получает в жизни удары, но кто оборачивается, чтобы увидеть Отца? (Ве-игадта).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»