«Если мальчик это» (1:16). Одна из основ веры каждого еврея — верить всем сердцем, что все, что совершает Всевышний, делается к добру. Даже если иногда мы и не видим этого добра сразу или даже видим нечто противоположное — если проявим себя достойными, еще здесь, в этом мире, нам покажут это благо. Чем больше человек укрепится в вере, тем больше добра сделают ему с Небес и тем быстрее покажут ему, что все происходящее — ему во благо.
Рассказывают о случае, произошедшем с одним из хасидов раби Хаима из Цанза, автора книги «Диврей Хаим». У этого хасида не было детей, и вот, перед Рош а-Шана, он пришел к своему учителю, чтобы тот благословил его. И раби действительно дал ему благословение, чтобы у него родился мальчик.
Этот хасид, обладавший сильной верой, очень обрадовался словам раби. Он первым делом пошел в ведомство, где регистрировали новорожденных, и сообщил, что у него родился сын. На вопрос об имени мальчика он ответил, что его назвали Ицхаком.
Хасид был настолько уверен в благословении раби, что считал рождение сына словно уже совершившимся фактом. Он представлял, будто уже обнимает ребенка.
Год прошел, и благословение раби Хаима действительно осуществилось. Жена хасида забеременела и родила ребенка. Но осуществилось оно не полностью — вместо сына родилась дочь.
Впрочем, вера хасида нисколько не пострадала из-за этого. Он радовался от всего сердца, несмотря на то, что благословение, казалось бы, сбылось не так, как обещал раби.
Прошел еще один год, и жена хасида вновь родила дочь. Но хасид и в этот раз продолжил верить в своего учителя и знал, что если ему был обещан сын, а вместо этого родились две дочери, — все это к лучшему.
Так происходило и в следующие три года, в каждый из которых в их семье появлялась еще одна дочь. Было уже пять дочерей, и лишь на шестой год жена родила сына, которого отец сразу же назвал Ицхаком.
Ребенок рос на радость родителям и учителям, и все его желания были сосредоточены на Торе и служении Б-гу.
Когда же мальчику исполнилось 12 лет, к ним в дом пришли двое солдат из царского военкомата и спросили, где юноша по имени Ицхак — уже настало время ему служить в армии.
Произошло это, естественно, из-за преждевременной записи, которую сделали по словам хасида. Поверив словам раби, он сообщил, что у него родился сын и даже имя его указал. По этим данным сейчас мальчику уже должно было исполниться 18 лет.
Соседи тотчас показали военным на подростка, низкого и худого, которому едва было 12 лет. Солдаты удивились такому зрелищу. Они подумали, что вряд ли он окажется пригоден для военной службы, но все же взяли его с собой, чтобы показать начальству.
Офицер, отвечающий за призыв, увидев мальчика, постановил, что он непригоден служить в армии. Ему дали освобождающую справку и отпустили домой. Теперь-то Ицхак мог сидеть и изучать Тору без препятствий. В итоге он стал одним из выдающихся мудрецов поколения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»