«Всесожжение на костре, на жервтеннике всю ночь до утра» (6:2). В слове «костер» (мокда) стоит маленькая буква Мем, тогда как во фразе «Искренним будь с Б-гом Всесильным твоим» (Дварим 18:19) буква Тав из слова «искренний» (тамим) — большая.
Раби из Коцка учит из этого, что человек должен иметь большую веру и искренность с Творцом, как об этом говорит Бааль Турим: «Если будешь искренним, ты словно выполнишь этим всю Тору от начала и до конца». Но когда речь идет о пламенном стремлении — о «костре», то бывают случаи, когда нужно стараться исполнять все взвешенно, а огонь своих стремлений скрывать, в некоторой мере даже уменьшая его. Вот почему буква Мем написана маленькой. Что же касается доверия к Творцу (тмимут), оно должно быть полностью совершенным, даже если это связано с усилиями и большими трудностями.
Хатам Софер в ночь Песаха говорил своим потомкам следующее:
«Дети мои и внуки, послушайте хорошенько. У народа Израиля было два испытания в Египте перед избавлением. Они же станут и последними испытаниями перед приходом Машиаха.
Первым было испытание деньгами. Когда Египет поразило тьмой, и несколько дней царил мрак, сыны Израиля видели дома египтян и их большое богатство. Сердце евреев желало разграбить и взять себе все, что попадется под руку, из чувства мести за годы мучений и рабства. Единственное, что удержало их от этого, — это вера в обещание Б-га, что в итоге они выйдут оттуда с большим имуществом.
Вторым было испытание страхом. В ночь Песаха евреи укрывались в своих домах и слышали снаружи крики и вопли вследствие умертвления первенцев. Таких криков еще никогда не слыхали в стране египетской. А сыны Израиля, по правде говоря, не знали наверняка, доносятся ли эти ужасающие голоса из домов египтян, паникующих в виду гибели своих сыновей, или, быть может, голоса слышны также и из еврейских домов, где тоже царит смерть. Но несмотря на это, никто из них не вышел за порог дома до утра, поскольку верили и уповали на слова Моше. Они верили, что ужасные крики, доходящие до их ушей, — следствие гибели первенцев Египта.
Следовательно, народ Израиля выдержал эти тяжкие испытания в заслугу совершенной веры в Б-га и в служителя Его Моше. Два эти испытания, — говорил Хатам Софер, — будут и перед последним избавлением. В ту пору еврейский народ снова спасется лишь в силу доверия к великим мудрецам поколения».
Возможно, это объясняет, почему ученики ешив на юге страны продолжали учиться, когда рядом с ними падали бомбы, и не ушли оттуда, пока главы поколения не указали им сделать это. Это и есть испытание страхом, о котором говорил Хатам Софер. Испытание деньгами в нашем поколении тоже нелегкое. Но учащиеся продолжают сидеть за книгами, даже и когда им вновь и вновь урезают и без того бедную стипендию и ограничивают в других сферах.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»