«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше» (18:1). Раши спрашивает: «О каком известии он услышал, что пришел? О рассечении Тростникового моря и войне с Амалеком».
Он спрашивает, что подвигло его покинуть свой дом, и отвечает, что он, по-видимому, услышал нечто особенное о народе Израиля. Но все же непонятно: ведь об этом слышали все, разве только до Итро дошла эта весть?
Народы мира слышали волнующие новости, но это никак на них не повлияло. «Услыхали народы, затрепетали… тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объяла дрожь, оробели все жители Кнаана» (Шмот 15:15). Был еще кое-кто, услышавший об исходе из Египта. Это был Аламек, но он пришел воевать с народом Израиля. Каждый отреагировал по-своему. Итро услышал и понял глубокое послание, заключенное в этих событиях. Вот почему он прибыл. Он умел слышать глубину.
Рав Игаль Браун рассказывает.
История об одном особом юноше по имени Шимон, который достиг возраста женитьбы. Он был таким человеком, у которого трудно найти положительные стороны. Все знали, что его шансы найти достойную невесту невелики. И вот, годы проходят, а он остается одиноким.
Однажды зазвонил телефон у соседа Шимона по комнате. На том конце был добрый друг его отца. У него есть хорошая дочь, достигшая соответствующего возраста, и он заинтересован узнать побольше о Шимоне. Парень был удивлен и смутился. Исходя из верности другу своего отца и из ясного осознания, что следует говорить только истину, он сказал: «Я скажу вам правду: все у него плохо!»
Отец девушки выслушал, поблагодарил, а через две недели разбили тарелку (т. е. отпраздновали свадьбу).
Этот сосед Шимона был потрясен и из любопытства деликатно спросил отца невесты на трапезе в честь помолвки: «Скажите, пожалуйста, разве вас не обеспокоили мои слова?»
Отец невесты ответил: «Я спросил у невесты, насколько важен для нее голос жениха. Ведь я услышал от вас, что у него плохой голос (слово “голос” в иврите произносится так же, как и слово “все” — “коль”). Она сказала, что это не важно, и вот, слава Б-гу, обручилась…»
«И услышал Итро». Весь вопрос в том, что слышат, и как реагируют.
Был случай с одним крестьянином, который всю жизнь занимался только земледелием и уходом за животными. Однажды он решил поехать в город. Достигнув крупного города, он стоял, ошеломленный, перед высокими зданиями и роскошными машинами. На окраине города он заметил длинные железки на дороге, а между ними перекладины. Он никогда раньше не видел железной дороги и, увидев рельсы, обрадовался. Ведь такие штуки точно пригодятся ему для лошадей. Он начал разбирать железную дорогу и трудился над этим полтора часа. Вдруг он услышал гудок. Ему пришло на ум, не собирается ли какой праздник поблизости, ведь на свадьбах часто трубят. Он продолжал работать, а гудок усиливался. Тут уж он понял, что это точно свадьба, и стал плясать прямо за работой. Смотрящий со стороны мог бы подумать, что крестьянин точно был глухим, однако он хорошо все слышал! Но горе слуху, который приводит к тому, чтоб оказаться раздавленным. Когда поезд гудит, нужно уходить с рельс. Итро услышал звук «поезда», понял и пришел. (Эмуна Шлема)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»