«Тогда воспел Моше и сыны Израиля» (15:1). В книге «Шемен Тов» мы находим красивый рассказ. Святой гаон, раби Шмельке из Никольсбурга имел обыкновение учиться до полного изнеможения. Потом он против своей воли падал на короткое время, а когда приходил в себя, возвращался к учебе. И так продолжалось снова и снова. Его родные и ученики тревожились о его здоровье и позвали его друга и товарища, праведника, автора книги «Ноам Элимелех» из Лиженска. Когда тот пришел, раби Шмелке очень обрадовался ему и накрыл стол в его честь.
Гость сказал: «Принято, чтобы хозяин ел вместе с гостем». Хозяин согласился, и они вместе вкусили пищу «со стола Всевышнего». Поделились изученным в Торе, и хозяин предложил гостю кровать. Тот сказал: «Гостю неприятно есть, если хозяин не ест. Так же и спать ему неприятно, когда хозяин не спит».
Хозяин согласился и пообещал, что тоже пойдет в постель. И действительно, в ту ночь он спал много часов, набрался сил и встал свежим и с ясным сознанием. В силу этого он молился с таким воодушевлением, что, дойдя до «Песни моря», был похож на того, кто в данный момент переходит через море и поднимает края одежды, чтоб не намокли.
Мы каждый день произносим «Песнь моря», но как трудно прочувствовать это! В комментарии «Маген Авраам» написано следующее (это же приводится в «Мишна Брура» 51:17): «Песнь моря нужно произносить с радостью, представляя в уме, словно в этот день переходишь через море. Кто произносит ее радостно, тому прощают все грехи».
В будни мы загружены, и сердце наше не с нами, — словно пьяные, но не от вина, а от хлопот и беспокойств — от трудностей с заработком и повседневных проблем. Но святой шаббат — это день покоя и радости, когда приходит дополнительная душа; день, когда мы должны видеть все свои дела словно уже сделанными, без всяких тревог; день, о котором сказано: «Благословение Б-га обогащает, и не прибавится к нему печали» (Мишлей 10:22). Воспользуемся же этим подходящим моментом и произнесем песнь моря с радостью.
А самый подходящий для этого шаббат — это «Шаббат Шира». Прочтем эту песнь с радостью, и нам простят все грехи, мы словно будем сотворены заново. В этот шаббат можно возвыситься и взглянуть на себя так, словно мы выходим из Египта, словно нас только что освободили. Можем пережить преследование со стороны египтян и свою уверенность в Творце и в его служителе Моше, увидеть перед своими глазами разверзшееся море, пройти между стенами воды и посмотреть, как они обрушатся на войско фараона и его всадников. И тогда открыть уста, исполняя «Песнь моря» с большой радостью, удоставиваясь прощения грехов и открытия новой страницы в жизни! (Майян а-Шавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»