«Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего» (10:2). «Суд над Египтом — двенадцать месяцев» (Ирмия 2:13). Каждая кара длилась месяц. А мы удивляемся: вопль сынов Израиля поднялся на небеса пробудить милосердие свыше для их спасения. «Голос друга моего вот идет, перепрыгивает горы» (Шир а-Ширим 2:8). Как объяснил Раши, он «перепрыгивает установленные сроки», чтобы ускорить избавление. И тем не менее освобождение задерживается на целый год! Почему и за что? Если уж Творец хочет вывести Своей народ оттуда, кто может помешать Ему? Зачем, в таком случае, понадобилось десять наказаний?
Ответ в том, что эти наказания, конечно же, понадобились не для того, чтобы вывести сынов Израиля из Египта. У Всевышнего есть множество способов сделать это. Но Он пожелал преподать евреям уроки веры в провидение, сопровождая их на протяжении всего длинного пути от их становления народом и на все поколения. Нам не зря заповедано посвящать ночь Седера исходу из Египта, а также упоминать о нем утром и вечером при чтении Шма. Все основы веры заключены в нем и выучиваются из него! Из каждого наказания египтян можно выучить много разнообразных уроков веры.
Об этом говорится в начале нашей недельной главы: «Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего, как Я покарал египтян, и о чудесах, которые совершил с ними, и познаете, что Я Б-г».
Однако вопрос все еще остается. Если задуматься над произошедшим, кажется, что все уроки можно было выучить уже из первого наказания. Вода превращается в кровь в руках египтянина и вновь превращается в воду в руках еврея. Оба пьют вместе — один пьет воду, а другой кровь. Это доказывает со всей очевидностью, что Творец открыто властвует над миром и изменяет его, как пожелает. Творение в Его руках — как глина в руках горшечника. Что к этому добавляет наказание жабами? Что доказывает наказание вшами, и что нового открывает наказание стаями зверей?
Но что поделать? Есть такие, кто «одарен» узостью взглядов, — их называют «квадратной головой». Итак, Творец может превратить воду в кровь, а что с жабами? Сможет ли Он поднять их из реки? Безумцы, они не понимают, что если уж Он способен на первое, то тем более на второе. Но пойди поговори с таким глупцом. Увидев, что и жабы пришли, он все еще спрашивает: «А как насчет вшей?»
Это выглядит странным? Давайте прочтем отрывки из Теилим (гл. 78): «Рассек море и провел их, поставил воду, как стену. Вел их днем облаком, а ночью — светом огня». Что еще требуется, чтобы доказать, что Творец может все? Читаем далее: «Но они продолжали грешить перед Ним, перечить Высшему… Роптали на Всесильного, сказали: Может ли Б-г приготовить стол в пустыне? Может ли хлеб дать, приготовит ли пищу для народа?» Что сказать? Нет слов. Непонятно и все.
Тогда давайте будем честны перед собой. Разве мы лучше их? Мы и так уже все знаем. Знаем, что Творец всемогущ, что все в Его руках; упоминаем исход из Египта утром и вечером, знаем, что в Его руках жизнь, здоровье, материальный достаток, покой и все остальное. Действительно ли знаем? Да, истинно и честно. Мы верующие, потомки верующих.
Мы также знаем, что нужно заготовить припасы в путь к вечности, и что нет более возвышенной заповеди, чем изучение Торы, в которой каждое слово — это отдельная заповедь. А насколько важнее целый урок по Торе, когда ее преподают перед множеством учеников! Это мы тоже знаем.
Так давайте же сделаем выводы. Завершим работу на час раньше и пойдем на урок по Торе. Ведь заработок приходит свыше, нас очевидно не накажут за такое.
Если начнется увиливание, и нам понадобятся доказательства, что мы поступаем верно, это будет свидетельством нашей низости. Это докажет, что мы подвержены той самой узости взглядов, над которой смеялись (Майян а-Шавуа).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»