Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Зачем вы, Моше и Аарон, отвлекаете народ от работы?» (5:4). Рассказывает рав Галинский.

В прошлом выступающего со словами Торы называли «увещевателем». Счастливы были те поколения — они не только принимали обличения, но еще и сами назначали над собой увещевателей. А в нашем поколении исполняется сказанное мудрецами: «Удивлюсь, если в этом поколении найдется тот, кто принимает обличение. Скажешь кому-либо: “Убери щепку из зубов”, а он отвечает: “Бревно из глаз убери”» (Эрхин 16 б).

Но это непонятно. Раби Йосеф Гиктилия написал (Сефер а-Мшалим), что увещеватель подобен врачу. Насколько точно! Врач диагностирует воспаление легких, предупреждает, что оно может распространиться, и выписывает помогающее от него лекарство. А пациент возмущается: «Да кто ты такой, чтобы говорить мне, что я болен, да еще приказывать мне, что делать. У меня воспаление легких?! Вот у тебя лысина — позаботься сначала о ней».

В таком случае у него не только воспаление легких, но еще и воспаление мозга. Какая связь между лысиной врача и болезнью пациента? Но с этим я сталкивался множество раз. Есть синагога, куда меня пригласили выступать. Я говорил о важности изучения Торы и о том, чтобы увеличить число уроков. Я почувствовал, что мои слова были приняты и в дальнейшем принесут результаты. Поговорим с равом, и добавят еще один урок. Один человек неожиданно встал: «А почему вы не идете в армию?»

Какая связь? Но он уже перевел разговор на другую тему, охладил энтузиазм собравшихся.

Надо было что-то ответить ему — урок Торы не должен был пропасть. Я сказал: «Извините, но вы хуже фараона». Я хотел вызвать у него шок, и мне это удалось. Он пришел в смущение, а напряжение выросло. Все ждали объяснений.

Я продолжил: «Когда Моше и Аарон требовали от фараона отпустить народ Израиля, он ответил: “Зачем вы, Моше и Аарон, отвлекаете народ от работы? Ступайте к трудам своим”. Раши объяснил: “Идите заниматься работой, которая осталась у вас дома”. Но египетское рабство не возлагалось на колено левитов. Обратите внимание — ведь Моше и Аарон входили и выходили, не спрашивая разрешения.

В Гмаре (Йома 28 б) сказано: “Со дней наших праотцов изучение Торы не прекращалось. Авраам, даже будучи старым, сидел в ешиве, и так же делали Ицхак и Яаков. Были в Египте — изучение Торы с ними”. Рамбам (Об идолопоклонстве 1:3) написал: “Наш праотец Яаков обучил всех своих сыновей. Он выделил Леви, назначил его главой и посадил в ешиву, чтобы преподавать пути Б-га и соблюдать заповеди Авраама”. Авторы Тосафот написали (Шмот 32:26), что у Рамбама объяснено, почему левиты не были в рабстве — причина в том, что все их труды были посвящены Торе. С ними исполнилось сказанное: “С каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя царства и земного пути”.

Значит, даже фараон понимал, что “где нет откровения, испортится народ” (Мишлей 29:18). Народу нужен духовный “хребет”, который поддерживал бы его. У нас есть вечная Тора, прекрасное наследие трех тысяч лет, законы и обсуждения, сказания и размышления, толкования и нравоучения. Фараон понимал, что их нельзя поработить, а вы этого не понимаете… Вот почему вы хуже фараона!»

Публика улыбалась, мои слова были приняты, но оппонент не уступал: «Что за сравнение! Народу нужны изучающие Тору, так пусть снимут с них бремя царства и бремя земного пути. Но мы же воюем за нашу страну и за самих себя, это заповеданная война. Опасность грозит самой нашей жизни. Все обязаны принять участие! Какая связь между рабством в Египте и службой в армии?»

Люди стали кивать головами, соглашаться. Призвать на службу в армию и срочно!

Я отвечал: «Какая связь? Самая прямая! Призыв на службу учащихся ешив и привел к египетскому рабству».

Брови поднялись, присутствующие стали недоумевать, публика слушала с полным вниманием.

Гмара спрашивает (Недарим 32 а): «За что был наказан наш праотец Авраам, так что его потомки были порабощены в Египте на двести десять лет? За то, что вел на войну учеников, как написано: “Вооружил своих воспитанников” (Берешит 14:14) — призвал на войну тех, кого воспитывал по Торе».

В чем же была претензия к нему? Ведь так или иначе ему понадобятся великие чудеса, чтобы одолеть армию царей, насчитывавшую около двух с половиной миллионов солдат (Санедрин 95 б). С ним и вправду произошли великие и могучие чудеса: «Положил перед ним народы, покорил царей, он обратит их в прах мечом, в солому развеянную луком» (Ишайя 41:2). Он бросал на них землю, а она превращалась в мечи; бросал солому — превращалась в стрелы (Таанит 21 а).

Если уж тебе нужны чудеса, укажи своим ученикам продолжать учебу, чтобы у тебя было больше заслуг. Нет ничего подобного заслугам за изучение Торы: «Стояли наши ноги во вратах твоих, Иерусалим» (Теилим 122:2) — кто помог нашим ногам выстоять на войне? «Врата Иерусалима» — занятие Торой (Макот 10 а).

Чем больше будут заниматься Торой, тем легче будет одержать победу над врагом. Самой значительной и самой легкой была победа царя Хизкии над войском Санхерива. Оно насчитывало около двух с половиной миллионов солдат (Санедрин 95 б) и взяло Иерусалим в осаду. Ночью все они погибли: «Сказал Хизкия: У меня нет сил ни убивать, ни преследовать, ни даже произнести песнь. Я буду спать в кровати, а Ты сражайся за нас. Ответил ему Святой, благословен Он: Так Я и сделаю — ты спи в кровати, а Я буду воевать за тебя, как сказано (Млахим II, 19:35): “И было в ту ночь, вышел ангел Б-жий и поразил ассирийский стан. Утром проснулись, а всюду мертвые тела”» (Мидраш Теилим 79). Чем же он удостоился этого? Он вонзил меч у входа в дом учения и сказал: «Каждый, кто не изучает Тору, будет пронзен этим мечом». Проверили всех от Дана до Беер-Шевы и не нашли ни одного невежественного человека; от Гевета до Антипраса — и не нашли мальчика или девочку, мужчину или женщину, которые не знали бы законов чистого и нечистого.

Однако, — закончил я, — поскольку мы нуждаемся во «Вратах Иерусалима», чтобы занимались Торой, дабы ноги наши устояли на войне, Тора не является монополией левитов или учеников ешив: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Яакова» — она унаследована всем народом Израиля. Каждый еврей, кто изучает Тору, каждый, кто участвует в уроке по ней, — помимо неисчислимых заслуг, которые прибавляются ему (а каждое слово в Торе равносильно всем 613 заповедям — Иерушалми, трактат Пэа) — он добавляет заслуг всему Израилю в целом, создает защиту «обитателям Циона» и каждому еврею, где бы он ни был.

На этом мы объявляем открытие нового недельного урока. Кто будет участвовать в нем?

Было поднято море рук, включая и того человека. «Кто подобен народу Твоему, Израилю?» (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше