«И поднялась Ривка и ее девушки, и сели они на верблюдов, и последовали за мужем» (Хаей-Сара 24:61). Зачем нужны такие подробности? Почему нам необходимо знать, кто за кем ехал? Чтобы ответить на эти вопросы, процитируем Талмуд.
«Маноах, отец Шимшона (Самсона), был необразованным человеком. Написано: “И пошел Маноах за своей женой” (Шофтим 13:11). Сказал рав Аши: он даже в талмуд-торе не учился, ибо сказано: “И поднялась Ривка (…) и последовали за мужем”. За мужем, а не муж за ней!» (трактат «Брахот» 61а)
Тора учит нас правилам повседневного поведения, а также законам скромности. Во времена Талмуда дети с малых лет знали, что не мужчина должен идти за женщиной, а наоборот, поскольку это нескромно. Ученики талмуд-торы не просто читали Пятикнижие, а усваивали приведенные в нем законы и применяли их в повседневной жизни.
Но кто сказал, что Маноах не учился в талмуд-торе? А может быть, он просто прозевал тот момент, когда меламед преподавал главу «Хаей-Сара»? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте сделаем небольшой исторический экскурс.
Как известно, грядущее Избавление напрямую связано с уничтожением памяти об Амалеке. Царь Шауль был направлен с этой миссией, но не выполнил ее. Царь Давид послал военачальника Йоава, но тот уничтожил только мужчин-амалекитян (Млахим 1 11:15). В Талмуде написано, что когда Йоав вернулся с поля боя, Давид спросил его, в чем причина такого выборочного исполнения Б-жественного повеления. Тот ответил: «В Торе написано: “Сотри мужчин (захар) Амалека” (Дварим 25:19)». Царь удивился: «Нет, заповедь гласит: “Сотри память (зехер) об Амалеке”! Йоав объяснил, что его учили читать “захар”, а не “зехер”.»
Тогда Давид нашел раввина, у которого в детстве учился Йоав, и процитировал ему стих из книги пророка Йермиягу: «Проклят тот, кто нерадиво исполняет дело Г-сподне, и проклят тот, кто меч свой отвращает от кровопролития» (Йермиягу 48:10).
В комментариях Тосафот объясняется, что этот раввин учил детей правильному прочтению слова зехер. Но вина его заключалась в том, что он не удосужился проверить учеников и убедиться, что абсолютно все читают правильно.
Учитель должен проверять познания учеников. Соответственно, если Маноаху не было известно, что мужчина должен идти впереди женщины, вывод напрашивается один-единственный: он не учился в талмуд-торе!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»