Глава «Ки тиса» сообщает о составе храмового воскурения. Как сказано: «И сделай из них смесь для воскурения» (Ки тиса 30:35).
Как-то раз в синагоге начали читать молитву «Минха». Прихожане стали произносить отрывки, в которых рассказывалось о постоянных жертвоприношениях «тамид» и воскурениях «кторет». Внезапно раввин заметил, что один из молящихся не принимает участия в чтении. Увидев, что раввин пристально смотрит на него, человек пояснил: «Утром я опоздал на молитву и не успел произнести аналогичные отрывки. Как же я буду читать их сейчас, если первая половина уже пропущена?»
Раввин ответил: «Произнесите эти отрывки сейчас, а после молитвы подойдите ко мне». Так он и сделал. По окончанию молитвы раввин синагоги сказал: «Если по ошибке или даже умышленно утром не была принесена жертва “тамид”, ее приносят после полудня. В случае с пропущенным воскурением “кторет” в послеполуденное время следует сделать воскурение в двойном размере. В вашем же случае вы вполне могли читать необходимые отрывки, несмотря на то, что вы пропустили их утром».
Молящийся поблагодарил, а раввин продолжил: «Две этих галахи символически перекликаются с повседневной жизнью еврея. Смысл первой галахи — в том, что никогда не поздно начать всё с начала. Если вы не успели что-то сделать, начните прямо сейчас. Талмуд рассказывает о двадцати четырех тысячах учениках рабби Акивы, которые умерли, потому что не оказывали уважения друг к другу. Несмотря на эту трагедию, рабби Акива продолжил преподавать и передал свое наследие мудрецам на юге Эрец-Исраэль — рабби Меиру, рабби Иегуди, рабби Йосей, рабби Шимону бар-Йохаю и рабби Элиэзеру бен Шамуа.
Вторая галаха перекликается с тем, что в Талмуде сказано о раве Аха бар-Яакове. Его называют “одалживающим и возвращающим долг”. Раши объясняет, что рав Аха учил Тору днем и повторял выученное вечером. Если же дневные часы были посвящены заработку, мудрец увеличивал объем вечерних занятий. Рав Аха бар-Яаков мог бы сказать: днем я не тратил время попусту, я трудился, зарабатывая деньги на благо семьи. Но он относился к себе как к должнику Творца. Это и есть правильное понимание жизни».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.