Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как-то раз раббан Йоханан бен-Закай вышел из пределов Иерусалима, а за ним шел рабби Йегошуа. Увидел рабби Йегошуа разрушенный Храм и сказал:«Горе нам, разрушено было место, которое искупало все грехи!» Ответил ему раббан Йоханан бен-Закай: «Не огорчайся, есть у нас заповедь, искупающая грехи таким же образом — безвозмездные поступки».»«Авот-де-рабби Натан» 4:5
В начале главы «Масэй» сказано «И записал Моше их выходы в походы», по слову Г-спода». Какой смысл записанного? Это можно понять из чудесной притчи гаона, раби Бен-Циона Абы Шауля, благословенна память праведника.

История о художнике, рисовавшем чудесный и красивый рисунок. Все поражались рисунку и спрашивали его: «Кого ты нарисовал здесь?» Он отвечал: «Я нарисовал такого-то мудреца». Тотчас улетучилось восхищение, так как хотя рисунок был красивым, но не было никакой связи между ним и тем мудрецом…

И то же с теми, кто проходит на своем пути стоянки. Возможно, что все красиво и как надо, но следует задать вопрос: все ли так, как намечено с самого начала? А если нет, рассеивается вся красота, и улетучивается восхищение.

Особо надо отметить, что странствия сынов Исраэля были для «их выходов», то есть велел Ашем выходить им со стоянок, чтобы придти в следующее место. Все было не случайно.

Для сравнения сделаем обзор последних шестидесяти лет, со всеми их этапами, событиями и революциями. Можно ли сказать, что все запланировано кем-то с самого начала, разве мы не похожи на корабль с разбитой мачтой и без руля, плывущего без компаса, скитающегося и кружащего, несомого потоком?!?…

И от общего к частному: управляем ли мы нашей жизнью? Разве мы наметили цель и установили стоянки в пути: знание Торы, улучшение качеств, и постоянное продвижение от стоянки к стоянке?!

Сколько лет существует система обязательного образования в западном мире? Едва ли сто лет. А сколько лет существует общая и всеобъемлющая система обучения в народе Исраэля? Более двух тысяч лет.

Со времени раби Иеошуа бен Гамла, первосвященника второго Храма (Трактат Бава батра, 21). Поэтому когда образованные люди заказывают те или иные исследования и принимают решения о различных системах образования, а через несколько месяцев меняют их, мы улыбаемся. Так как в двухтысячелетней системе испробовали все методы, исчерпали все возможности, извлекли все уроки, и образование по Торе доказало свою эффективность в течение многих поколений.

Мы видим процветание светской системы образования, видим ее плоды, каким проблемам она противостоит, не в силах что-то предпринять. И видим плоды образования по Торе, заслуживающие похвалу. Без проблем в дисциплине, без насилия, с уважением к традиции и наследию, уважением к родителям и воспитателям. Кто хочет, чтобы его сын был великолепно воспитан, а дочь была скромной и благонравной, должен послать своих детей в учреждение с воспитанием по Торе. Ему обещана заслуга в этом мире и мире будущем.

Но есть те, кто говорят: все это очень верно до определенного возраста. Но после, зачем ему учиться в ешиве? Пусть идет в мир деятельности и ограничиться уроками Торы. Ответ на это дан в нашей недельной главе. Не в том, что написано, а в том, что не написано…

В главе перечисляются странствия сынов Исраэля в пустыне: «И двинулись из Рефидим и расположились в пустыне Синай, и двинулись из пустыни Синай и расположились в Киврот Атаава». И все? Ни одного слова о Даровании Торы?! Слышал я от раби из Вишва, автора книги «Зехер Хаим», благословенна память праведника, что ответ простой: в «и двинулись и расположились» нет «Дарования Торы»…

Человек не может приобрести понимание и смысл святой Торы, когда он занят трудами, бежит для заработка. Гмара объясняет (Трактат Эрувин, 55) пасук «Не за морем она» (Дварим, 30:13): не найдете ее (Тору) среди торговцев и купцов, плывущих за товаром. «Уменьши торговлю» — это одно из приобретений Торы. Как сказано (Трактат Нида, 70): «Что делать человеку, чтобы умудриться — пусть уменьшит дела и умножит изучение Торы. И сказано (Трактат авот, 2:5): “Не каждый занимающийся торговлей умудряется”, так как это мешает его сосредоточенности и учебе.»

Поэтому, нужно выбрать спокойную учебу на несколько лет, чтобы приобрести основы и эрудицию в Гмаре и алахе. А после этого человек может выйти в мир торговли, и остаться человеком образованным, полностью извлекая пользу из уроков Торы. Это путь, с успехом испытанный в течение сотен лет нашими отцами и их отцами. Это путь, который мы передадим в наследство нашим сыновьям для их счастья, и для нашего — тоже. (Мааян ашавуа)

Кто поймет тайну святых

«Это странствия сынов Исраэля» (Масэй, 33:1)

Глава «Масэй» делает обзор странствий сынов Исраэля в пустыне. Рамбан, благословенна память праведника, пишет: «Запись странствий — это заповедь Ашема, и нам не раскрыта ее тайна». То есть, нам неизвестно, почему сыновья Исраэля нахолодились долгое время на одном месте, и недолгое время в — другом. Почему располагались в этих местах, а не в других. Мудрецы сказали, сто сорок два странствия соответствуют Имени Ашема из сорока двух букв, но кто знает тайны Ашема. Кто знает, какие исправления были сделаны.

И большие праведники нашего времени, идущие путем Ашема, тоже едут в определенные места, чтобы провести исправления, но мы не знаем их тайны.

Как-то обратился адмор, Баба Сали, благословенна память праведника, к одному из своих преданных людей, раву Элияу Альфаси: «Желает моя душа поехать к Западной Стене в Иерушалаим», и поторопил его приготовить автомобиль для поездки, добавив: «Давай поедем быстрей, чтобы не опоздать!»

В то время находился в его доме еврей из Иерушалаима, приехавший к адмору за благословением. Услышав, что рав хочет ехать в Иерушалаим, предложил поехать с ним, так как он водитель и есть у него машина. Однако его просьба не была принята.

Баба Сали сел в автомобиль и поехал в Иерушалаим. Время от времени он нетерпеливо спрашивал: «Приближаемся ли мы к святому городу?»

Наконец они подъехали к улице, ведущей к Западной Стене, и сопровождающие помогли адмору выйти из машины и принесли для него удобный стул.

Он сел на несколько минут на стул, погруженный в свои мысли, потом поднял голуву, встал со стула и попросил: «помогите мне войти в машину, мы возвращаемся в Нетивот».

Сопровождающие поразились: «Но ведь наш учитель хотел поехать к Западной Стене, вот она, перед нами, в нескольких шагах. Мы проделали далекий путь, и рав так торопил нас, а теперь мы должны возвратиться обратно, не подойдя к Стене?»

Но рав был тверд в своем решении: «Я сделал то, что хотел, и теперь мы должны возвратиться!» Всю обратную дорогу он был весел, а возвратившись в свою комнату, радостно сказал: «Слава Б-гу, теперь все будет хорошо».

Кто поймет тайну святых.

Одна женщина решила возвратиться к тшуве, но муж отказывался идти за ней. Она нажимала, умоляла, но натыкалась на его упрямство. Поехала она в Нетивот на могилу праведника, чтобы заступился за нее свыше и помог склонить сердце мужа к добру, чтобы принял на себя бремя Торы и заповедей. Вернулась она домой, но увидев, что нет никакого продвижения, решила развестись. Она не может продолжать жить таким образом. Пошла она в суд открыть дело.

Ночью ей явился праведник Баба Сали, благословенна память праведника: «Это не тот путь. Купи завтра талит и тфилин, и увидишь чудеса».

Назавтра она купила талит и тфилин, но никому ничего не сказала. На следующий день, проснувшись, она увидела талит, тфилин и сидур (молитвенник) на столе. Муж взял талит и закутался в него, наложил тфилин и стал молиться.

Она взволнованно смотрела на него. Сказал ей муж: «Что ты так смотришь. Баба Сали пришел мне во сне и сказал: “Это не тот путь. Она купила тебе талит и тфилин, наложи его и помолись”…

Дальнейший путь они продолжили вместе и изменили образ жизни. Стали ходить на уроки Торы, и сегодня он — образованный в Торе человек. (Маасе нисим, Мааян м-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше