«Колокольчик и гранат» (Пкудей, 39:26)
Тридцать четыре года назад произошла следующая история. Один образованный рав, человек действия, гаон, праведник, раби Хаим Адлер, благословенна память праведника, тесть святого рава, автора книги «Имрей Хаим» из Вижниц, благословенна память праведника, согласился на просьбу религиозных евреев из Нетании и переехал жить в их город. Чтобы там, в туристическом городе основать религиозный центр Торы. Это был нелегкий путь, полный препятствий, борьбы и разочарований. Но в непреклонности и верности задуманному, с огромной мудростью, был построен центр, этап за этапом. Семья и еще семья, синагога и еще одна — так в центре города был построен великолепный район, несколько улиц с синагогами, учреждениями Торы и милосердия, хейдеры и ешивы.
Когда ребе приехал туда, была организована встреча в зале большой синагоги города. Кто там только не был и кто не произносил речей. Равы, бизнесмены, главы города. И вот на возвышение поднялся раби из Цанза, благословенна память праведника, основатель единственного религиозного района, построенного для хасидов Цанз на окраине города. И хотя был этот район мал, его влияние уже чувствовалось. Сейчас рав поднялся на возвышение, чтобы приветствовать нового рава.
Это происходило в неделю, когда читают главу «Пкудей», и он начал словами пасука из этой главы: «И сделали по подолу мантии гранаты из голубой шерсти, багряницы и червленицы, скрученные вместе. И сделали колокольчики из чистого золота, и повесили эти колокольчики между гранатами по всему подолу мантии — колокольчики между гранатами. Колокольчик и гранат, колокольчик и гранат по всему подолу». И разделились мнения наших мудрецов относительно вопроса колокольчиков и гранат. Раши объясняет, что гранаты были сделаны из цветной ткани, полые, и между каждыми двумя гранатами были золотые колокольчики, чтобы слышен был их звон. А Рамбан задает на это вопрос: «Если так, то гранаты вообще не использовались, а если для красоты — почему были сделаны полыми?» По его мнению, гранаты были полыми, чтобы в них помещались колокольчики, которые звучали бы из граната.
И сказал раби из Ценз, благословенна память праведника: «Известно, что сосуды шатра откровения и одежда священников намекает на возвышенные вопросы, и мы найдем в них глубокий смысл.
Мантия голубого цвета намекает на небесный Престол Славы (Трактат Минхот, 43). Гранаты и колокольчики на подоле намекают на души Исраэля, высеченные из подножия Престола Славы (Зоар). И они делятся на два вида: есть в народе Исраэля “колокольчики”, и есть “гранаты”, и потому гранаты были сделаны полыми… Ибо сказали наши мудрецы, что даже пустые в народе Исраэля полны заповедей, как гранат зернышками — вот вам полый гранат. Казалось бы, пустой, но и он соединен со святостью, высечен из Престола Славы (Тикуней Зоар, 104:1), еврейская душа ищет исправления…
И разделились мнения наших мудрецов о расположении колокольчиков, но и те слова и другие — слова Б-га живого! Несколько лет назад я основал район хасидов Цанз около Натании, колокольчик около граната. Это первый этап. И тогда пришло время второго этапа, когда можно основать центр Торы в самой Натании, колокольчик внутри граната, колокольчик, который заполнит его пустоту»…
Чудесная идея для того времени, и она чудесней во много раз для нашего времени. В свое время были построены религиозные города и районы: Меа шеарим и Геула, Кирьят Вижниц и Зихрон Меир. Бней Брак, Рехасим и Тифрах, Комемиют и Хазон Иехезкель. Из них, в самом деле, вышел свет Торы, золотые колокольчики, издающие звон. И этот звон был услышан. Страстное желание к Торе усилилось, жажда к слову Ашема углубилось, и наступил этап колокольчиков в гранатах: еще и еще урок Торы во всех поселениях, еще и еще действующие равы синагог, живые общины, жизнь, полная Торы во всех городах и поселениях! (Мааян ашавуа)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»