«А Моше взял шатер и вынес его за пределы стана» (Ки тиса, 33:7)
Сорок дней отсутствовал Моше рабейну, а возвратился к другому народу. Не узнал его. Телец и пляски. Ужас. Перед грехом они смотрели на сияние Шхины и не дрожали, а после греха не могли смотреть даже на сияние лица Моше.
Перелом был настолько велик, разочарование настолько горьким, что Моше рабейну, верный руководитель, взял шатер и вынес его за пределы стана, отдалился. «И было: каждый ищущий Ашема выходил к Шатру откровения за пределы стана»
Гмара в конце трактата «Брахот» (63) рассказывает о реакции Святого, благословен Он, на это: сказал Святой, благословен Он, Моше: «Теперь скажут, что рав сердится, и ученик сердится, а что будет с Исраэлем? Скажи, возвращаешь ли ты Шатер на место. Если нет, Иеошуа бин Нун займет твое место!»
Ужасно: у руководителя нет права злиться и разрывать связи. Если бы Моше рабейну не вернул Шатер в стан, был бы отстранен от своей должности.
Это верно относительно руководителя, и верно в отношении к родителям: пусть сын сделает то, что сделает, даже золотого тельца, родители остаются родителями. И они обязаны быть с сыном, в хорошем и плохом. С одним условием: что он не портит своих братьев. Ишмаель хотел испортить Ицхака, и был изгнан. Но Эсав не мешал Яакову сидеть в шатрах Торы, и наш праотец Ицхак приближал его. Повторяющиеся в его речи, обращенной к Эсаву, слова — «сын мой», означает приближение.
Праведник, раби Шломке из Звеиля, благословенна память праведника, короновал каждого еврея словом «праведник». Ведь написано в пасуке ясно: «А народ Твой все праведники» (Ишайя, 60:21).
В Звеиле жил один ассимилированный еврей, повернувшийся спиной к вере и религии, и даже к общине и своему народу. Пресмыкался перед властями, примкнул к ним и снискал себе ненависть, проклятия и оскорбления.
Однажды он подвел радостный итог: нет ни одного еврея, избежавшего его сетей — успех полный!
Но вдруг его ударило: всю мелкую рыбешку он поймал, а кита упустил…
Еврей с самым большим доходом, не платящий ему ни гроша налогов это раби!
Большая толпа людей, ищущих спасения и украшающих его золотыми монетами, стоят у входа к раби. Правда, говорят, что ни один грош не ночует у раби. Этот грош он берет, а тот отдает, этот дарит, а тот принимает, но по какому праву уклоняется он от налогов?! Пусть вначале отделит налог, как полагается по закону, а потом жертвует, сколько хочет.
Надо потребовать от него вести учет доходов и расходов, с квитанциями, как это делает бизнесмен, а если откажется — наложить на него штраф. Он не выше закона!
И сразу же соединил решение с делом.
Вооружился ручкой и книгой проверки и поспешил к раби.
В субботний полдень…
Раби сидел за столом, окруженный хасидами, поющими субботние песни. Вдруг запахло дымящейся сигарой.
Услышал раби громкие крики: «Вон отсюда, наглец! Нашел время… пришел провоцировать, сейчас мы тебе покажем»!»
Поднял раби брови.
Он ничего не понял. Знаком показал, чтобы сделали ему проход посмотреть, отчего поднялась суматоха.
Люди расступились и он увидел возмущенного вероотступника.
«Что хочет праведник?» — приветливо поинтересовался раби.
Тотчас послышались громкие протесты: «У всего есть границы! Разве он тоже праведник? Когда раби называет нас праведниками, мы терпим, но он??? И сейчас? Во время провокации и издевательства, грубого осквернения субботы?»
Поднял раби руку, чтобы замолчали.
Сказал он: «Но ведь не на меня ваши жалобы. Написанное свидетельствует о нас: “А народ Твой — все праведники. Но у этого еврея есть вопрос к этому пасуку, а у меня нет ответа.
Все верно. Но лучше пусть будет вопрос об еврее, но не о пасуке”… (Мааян а-эмуна)
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.