«И обращусь к вам» (Бехукотай, 26:9)
Объясняет Раши: оторвусь от всех моих дел, чтобы вознаградить вас. Многие спрашивают, почему не описала Тора будущее вознаграждение. У Хафец Хаима был ответ, который он изложил в чудесной притче:
История о бедном еврее, лишенном заработка и счастья. За что бы он ни брался, не удавалось ему. Нанялся он грузчиком, оторвалась веревка, и кувшин разбился. Стал он подмастерьем кузнеца — раскололась наковальня. Торговал яблоками — сгнили, рыбой — испортилась. Ходил он в горечи и грусти, зная, что дома нет еды даже на одну трапезу. Шел он, согнувшись, а в сердце вопль: Владыка мира, доколе?!
Слышит Г-сподь вопли бедных и спасает их. Шел бедняк, согнувшись, глаза в землю. Вдруг его внимание привлек блеск преломленных лучей света. Подумал он: может, найдется галантерейщик, который заинтересуется этим осколком стекла и даст мне за него шекель.
Сказал торговец галантереей: это не стекло, иди к ювелиру. Пошел он к ювелиру, а тот вызвал полицию. Такой драгоценный камень, разумеется, украден у царя. Протестовал бедняк, плакал, но никто его не слушал, арестовали его, а камень забрали. Очень огорчался он, что поднял камень и впутался в неприятную историю.
Доставили камень во дворец царя и вызвали казначея для опознания. Рассматривал его казначей и не переставал удивляться его прозрачности и цвету, сверканию и сиянию, величине и форме. В конце концов, сказал: нет такого во всей царской сокровищнице. Камень в короне царя бледнеет перед ним. Если бы его послушали, заменили бы камень в короне на этот камень.
Сказал царь: «Пусть его владелец предстанет предо мной. Я желаю его приобрести».
Тотчас доставили бедняка во дворец, торопливо провели его по коридорам и залам, пока не оказался он в огромном зале перед царским престолом. Спросил царь: «Это твой камень?». А камень сверкает в его руке…
«Не знаю, — пробормотал он растерянно, — этот камень или другой. Я нашел блестящий камень и хотел его продать, а меня арестовали»…
Присутствующие подавили смех из страха перед царем, а царь спросил: «Сколько он стоит, ты знаешь?»
Растерялся бедняк. Что сказать? У галантерейщика он хотел попросить шекель, у ювелира он надеялся на десять. А у царя, может быть, сто? Нет, не надо преувеличивать, чтобы не вызвать гнев царя…
«Ну, что скажешь?» — оборвал царь его размышления.
Поклонился он и сказал: «Господин мой царь, откуда мне знать? Пусть определит царь его цену».
Посовещался царь с казначеем и сказал: «Ладно. Иди с ним, и он укажет тебе его цену».
Сказал ему казначей: «Идем». Знал он, с кем имеет дело, и спросил по дороге: «Знаешь ли ты, сколько стоит серебряный динар?»
Ответил бедняк: «Конечно! Тысячу медных монет».
«А золотой динар?» Этого он не знал, никогда не видел, и казначей сказал: «Сто серебряных динаров» Настоящее богатство. Привел он его в комнату, а там кругом ящики. Открыл казначей один, а он до отказа полон золотыми динарами. Сказал казначей: «Все это твое». Застряли слова в горле бедняка. Открыл казначей еще один ящик, тоже наполненный золотыми динарами, и сказал: «И это твое». Открыл третий ящик, но бедняк уже ничего не видел и не слышал, глаза его закатились, и он упал без сознания. Похлопал его казначей по плечу: я думал открывать тебе ящик за ящиком, все ящики, а после этого повести в соседнюю комнату, а потом в комнату за ней. Но бедняку было знакомо только понятие динара, разменянного на серебряные динары, которые размениваются на медные монеты, и его воображение совершенно не способно было вместить такое огромное богатство…
И это само по себе, — сказал Хафец Хаим, — причина того, что весь мир не гонится за заповедями, которые так дороги и важны! Ведь наши глаза видят, что все люди заняты днем и ночью тем, чтобы заработать на хлеб. И что они зарабатывают? Медные монеты! Спросим, сколько времени согласятся люди тяжело работать ради серебряного динара, и они ответят, что готовы работать за него неделю, двадцать дней! За золотой динар согласятся работать месяцы. Но если мы покажем им сверкающий бриллиант величиной с самую малую пуговицу и спросим, сколько времени они готовы работать за него, большинство людей пожмут плечами, и не согласятся работать за него даже час. Ибо только специалисты знают ему цену. И они знают, что мешков с золотыми динарами не хватит, чтобы оплатить его… (Хафец Хаим ахадаш, Мишлей а-Хафец Хаим)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»