Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Чтение для детей, Внимание к ребенку, Развитие речи
Здравствуйте!
Количество функционально неграмотных — тех, кто в состоянии формально прочитать текст, но не способен понять его смысл и сделать правильные выводы, — увеличивается тем быстрее, чем более информационно сложным становится мир.
При этом, в современных условиях люди, которые не понимают инструкций, неверно интерпретируют предупреждения, не обращают внимания на важные детали, становятся настоящим источником опасности.
ВОПРОС 1. Что, по-вашему, такое функциональная безграмотность?
ВОПРОС 2. Как преодолеть функциональную безграмотность?
С уважением, Н.
Уважаемый Н.,
Не уверена, что мой ответ абсолютно «научный». Но как преподаватель и человек, который немало занимался тестированием детей с учебными проблемами, могу сказать одно: сегодня читают очень мало в нерелигиозном мире. Дети, в основном, смотрят фильмы, причем и это абсолютно пассивно. Т.е. никто с ними эти фильмы не обсуждает, не интересуется увиденным, а самое главное — дети сидят тихо, как загипнотизированные, перед экраном и никто не учит всматриваться в детали.
У религиозных детей в Израиле сегодня вместо кино есть бесконечные комиксы, которые являются «религиозной» заменой мультфильмов. Опять-таки, никакого нормального чтения при этом нет, ребенка не учат искать информацию в тексте, обращать внимание на отдельные слова и детали.
Школы подстроились под эту волну на самом низком общем знаменателе. Когда я была ученицей, для стопроцентного ответа ученик должен был дать так называемый «полный ответ», т.е., если тебя спрашивали, куда идет персонаж, ответить: «Персонаж идет туда-то и туда-то». А сегодня для отличной оценки достаточно назвать название населенного пункта, в который он идет. И это будет отличный ответ на экзамене на аттестат зрелости.
От инспекторов слышала: «Что делать, это дети, которые привыкли к языку SMS». Одним из самых трудных вопросов на аттестат по гуманитарным предметам считается прочесть отрывок текста и ответить на вопросы к нему. Обычно оценки крайне низкие.
Так что Вы правы, мы маршируем к массовой функциональной безграмотности, и, к сожалению, я не вижу, что можно сделать с этим в том виртуальном мире, в котором дети живут с младенческого возраста. Так как научиться читать — это работа, а детей от нее все больше и больше освобождают, не задумываясь над интеллектуальным вредом, которое это освобождение приносит.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?