Темы: Воспитание детей, Дети, Лея Трахтенберг, Чувствительный ребенок, Истерики
Здравствуйте!
У нас, как я уже сказала, в семье 4 ребёнка! Мой вопрос касается моей сестрёнки, ей 3 года! И она невозможно кричит по любому поводу! Атак просто ангелочек! Вот, например:
Ей в детском садике дали шоколадку, и, придя домой, её сразу надо съесть! Мама говорит: «После супа!». Нет! Поднимается такой ор, что можно использовать вместо израильской сирены!
2. Ещё случай:
Утром мама собирается в ульпан. Она сидит, ест йогурт. Вдруг вскакивает и бежит к маме: «Мама, я поела!». Понятно, что она ничего не съела!«Если ты не съешь, я ухожу в ульпан, а папа отведёт тебя, как помолится!» Опять крик…
Вся семья на нервах! Я даже не знаю, то ли это возраст, то ли младшая сестра!? (У сестры, ей 7 месяцев, всё отбирает и иногда бьёт, на замечания она не обращает внимания! Мы стараемся уделять ей внимание! Т.к.понимаем, что она ревнует! Но это не всегда, это бывает иногда, а обычно она хорошо играет с малышкой!)
N.
Здравствуй, дорогая N.!
Спасибо за доверие, которое ты мне оказываешь. По твоему письму чувствуется, что ты очень взрослая, самостоятельная и серьёзная девочка.(К сожалению, ты не указала, сколько тебе лет). Я поняла, что ты старшая из четырёх сестёр в семье и вас всех волнует поведение одной из младших сестёр.
По тому, что ты упоминаешь ульпан, в котором учится мама, я могу предположить, что вы совсем недавно приехали в Израиль. Всем вам очень непросто,да ещё на твои «плечи» легла забота о твоих младших сёстрах. Ты спрашиваешь,почему девочка трёх лет ведёт себя неадекватно. И как к этому относиться?
На этот вопрос есть множество ответов. К сожалению, картина неполная: нет подробного описания вашей жизни, материального состояния,сведений о наличии/отсутствии помощи со стороны родных или друзей; не указан возраст детей, места учёбы и т.д.
Поэтому мой ответ основан в большей степени на интуиции, чем на реальных фактах. Семья переезжает на новое место жительства. Меняются не только бытовые условия и система ценностей — «ломаются» семейные и общественные связи и отношения. Каждый из членов семьи переживает кризис и нуждается в помощи и поддержке. А у детей «консерватизм» может проявляться ещё сильнее.Перемены в их жизни не связаны с их желанием и потребностями, не поддаются их контролю. Отсутствие привычной игрушки, еды, знакомых лиц ит.д. вызывает у детей бессознательную тревогу и чувство незащищённости.
А маленькие дети, которые не могут объяснить или выразить речью своё недовольство, ощущение отверженности, потерянности, привлекают к себе внимание так, как ты это описываешь в письме. Этот маленький человечек взял на себя «постоянную роль» — выражать тревогу «от имени» всех членов семьи.Таким образом, тревога (за настоящее, будущее) семьи «стягивается» и концентрируется девочкой на себя, чтобы «переключить» или разрядить напряжение.
Попытаюсь объяснить, на что это похоже. Может быть, ты видела: например, папа и мама (бабушка) начинают ругаться, интенсивно спорить, страсти накаляются, а кто-то из младших наблюдает за этим. В самый напряжённый момент ребёнок начинает бурно реагировать, кричать, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Это происходит потому, что страх за своих любимых и «безупречных»родителей так силён у ребёнка, что он сам готов стать предметом их волнения или гнева, быть наказанным — только ради того, чтобы они перестали ссориться.
Это может быть причиной, по которой девочка своим поведением«разряжает» напряжение в доме, как громоотвод.
Есть ещё одна версия: например, у всех в семье есть своироли: у мамы — «мама», у папы — «папа». Поскольку сестёр в доме много, то роли«хороших девочек» уже заняты. У тебя как самой старшей, ответственной — роль«миротворца»: ты хочешь, стараешься, чтобы никто не ссорился в доме. Все «положительные» роли уже распределены, и малышке ничего не остаётся, как выбрать роль «разрушителя». Маленькие дети ещё не знают, что есть «промежуточные» роли, а не только «положительные» или «отрицательные».
Как бороться сэгоцентризмом ребёнка и проявлять к нему любовь одновременно? Понятно, что ни авторитарные воздействия родителей (воспитателей), ни вседозволенность не изменят ситуации. С ребёнком, у которого непредсказуемые реакции, надо вести себя доброжелательно-настойчиво, объясняя, почему нам не нравится его поведение. Не называть «плохая», «злая», «нехорошая», а сообщать, что её нынешнее поведение нам не нравится или что это поведение ей «не подходит».
И главное, конечно, —не поддаваться на её провокации. Дети часто пробуют нас на «прочность», и вэтом состязании они предпочитают «проиграть», убедившись, что авторитет родителей (старшей сестры) непоколебим!
Пока жизнь не войдёт в нормальное русло и тревога не спадёт,девочка будет привлекать к себе внимание и любовь так, как ты описываешь.
Будем надеяться и молиться, что, когда сестричка подрастёт,научится лучше говорить (и на иврите), заведёт себе подружек, освоится, то перестанет ревновать, будет более жизнерадостной, довольной собой, и вы будете довольны ею.
Счастливо,
Лея Трахтенберг
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»