Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Дети, Подростковый период
К большому сожалению, недавно случилось несчастье в районе, где мы живем. Молодые люди, родители маленьких детей, погибли в катастрофе. Моих детей это очень напугало. Наш старший сын (12 лет) учится в том же классе, где и мальчик, который осиротел. С тех пор, как произошла эта трагедия, мой сын стал очень задумчивым, часто я вижу на его лице выражение грусти, даже скорби. Его перестали занимать вещи, которыми он раньше увлекался. Я слежу за его состоянием, и оно меня все больше беспокоит. Что я должна делать — оставить его в покое и ждать, пока все само пройдет, или как-то помочь?
Мы живем в тяжелые времена, в период перед приходом Машиаха. Сказано в наших источниках, что это время самое темное и беспросветное, как час перед рассветом — когда кажется, что утро никогда не наступит. В этот период происходит много бед, несчастья поражают многие семьи. Не менее раза в неделю мы получаем по почте флаеры с просьбой пожертвовать деньги на поддержку очередных вдов и сирот.
Такое положение беспокоит не только детей, но и взрослых. Никто не может гарантировать своим детям, что будет с ними рядом до ста двадцати лет и сможет защитить их. Но важно помнить, что у нас есть Отец, Защитник вдов и сирот, Который никогда нас не оставит.
Чтобы помочь детям справляться с тяжелыми ситуациями, нужно делать три основные вещи.
Первое. Важно беседовать с детьми и помочь им разговориться. Хорошо показать им пример, чтобы они видели, как родители говорят о несчастье, делятся своими мыслями и чувствами. Дети могут присоединиться к такой беседе. Если же дети не говорят об этом, то стоит попробовать «втянуть» их в беседу, используя в меру провокационные вопросы, которые призваны помочь избавиться от тяжелых мыслей и чувств, «выговорить» их.
Когда дети заговорят, мы сможем понять, как они все воспринимают, каково направление их мыслей, какие выводы они склонны сделать. Тогда мы сможем внести коррективы, ведь ход мыслей у детей часто ошибочен из-за их инфантильности. Нужно сказать детям, что если они хотят еще что-то сказать по этому поводу или у них есть вопросы, то мы всегда готовы выслушать.
Второе. Важно направлять беседу в русло основных ценностей. То есть не зацикливаться на вопросах типа «если бы болезнь обнаружили раньше» или «если бы они ехали медленнее», а сконцентрироваться на главном:1) человек не может знать, что с ним случится, и не может уклониться от решения, вынесенного Высшим Судом; 2) какие действия мы можем и должны предпринимать в связи с этим: молиться, давать цдаку, раскаиваться в дурных поступках и менять к лучшему свое поведение (делать тшуву), соблюдать правила дорожного движения, следить за своим здоровьем, страховать жизнь и так далее.
Третье. Важно помочь детям сделать что-то для улучшения ситуации. Например, взять на себя исполнение (или улучшение) какой-либо заповеди, которую не делали прежде. Что-то, что дети смогут принять на себя. Когда человек делает хотя бы что-нибудь для улучшения положения, это придает ему надежды и уверенности.
Если трагедия произошла недавно (неделя плюс), то состояние Вашего сына вполне естественно. Но если оно не меняется с течением времени, стоит обратиться к опытному и знающему педагогу или к профессионалу, обладающему навыками снятия посттравматических явлений.
Всего наилучшего!
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.