Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Что ответить сыну-подростку на вопрос: «Зачем учиться?»

Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Депрессия, Школа, Подростковый период

Добрый день. Возможно, мой вопрос покажется странным или глупым, но я очень прошу подсказать мне слова, которые я смог бы сказать своему сыну-подростку в ответ на вопрос: «Зачем учиться?» Моя семья не евреи, но лично я очень уважаю то, что образование занимает в еврейской культуре особое место, и поэтому прошу помочь мне с ответом на этот, возможно, банальный вопрос. С уважением, N.

Отложить Отложено
Отвечает Гитель Итахов

Уважаемый N.,

На самом деле Вы задаете очень правомерный, даже болезненный вопрос, который волнует очень многих родителей. Сколько есть семей, в которых подростки НЕ задают вопрос «зачем учиться?»? Их можно пересчитать по пальцам.

В чем проблема с учебой?

Раньше, во времена наших дедов и отцов люди с высшим образованием занимали более высокое положение в обществе. Их называли «интеллигенция», и они пользовались большим уважением среди «неученых» масс.

В прошлом интеллигентность ассоциировалась с хорошими чертами характера. Человек интеллигентный — значит, порядочный. Как правило, они не били жен и детей, не страдали алкоголизмом, не выражались нецензурно и т. д. У них были «возвышенные интересы», они ходили в оперу, а не в бары. Поэтому образование открывало дорогу в другое общество.

Если во времена наших дедов знания ценили ради знаний, ценили умственные способности, то со временем обучение стало просто средством заработка. В наше время, где-то до 2005 года, образование открывало путь к высокооплачиваемой и престижной работе или, по крайней мере, к «чистой работе». Работать в офисе приятнее, чем работать на стройке в жару и в холод, ну, и более престижно.

Но даже в наше время вопрос «зачем мне это учить?» был правомерным. Например, у меня есть первая академическая степень по микробиологии, и благодаря диплому я получила работу в исследовательской лаборатории. Честно говоря, для работы мне хватило бы года-полтора интенсивных занятий по биологии, химии и биохимии с лабораторными, плюс пары курсов для грамотного написания исследовательских работ — и всё.

Все остальные дисциплины — такие, как история, астрономия, география, литература, даже высшая математика, не говоря уже о тригонометрии, — оказались для меня абсолютно ненужными как в профессиональной сфере, так и в личной. Зачем же было тратить столько времени и денег?

Ответ в том, что мы играем по правилам. А правила игры таковы: для получения первой степени нужно «брать» общеобразовательные предметы. Те же самые правила действуют при получении аттестата зрелости.

Но теперь всё стало еще сложнее. Общеобразовательные предметы превращаются в промывание мозгов и становятся опасными, потому что они продвигают «прогрессивную» идеологию и высмеивают настоящие человеческие ценности. (По крайней мере, так происходит в «продвинутых» светских американских школах).

Как еще изменилось отношение к образованию? Если Вы помните «Приключения Шурика»: сколько сил он прилагал, чтобы сдать экзамены, и каким победителем ощущал себя после успешной сдачи? Это остается нашими — родительскими — теплыми воспоминаниями. Сейчас всё-всё-всё по-другому.

Вы помните, сколько лет мы учили правила правописания, части речи, грамматику и пунктуацию? Теперь Microsoft Word имеет встроенную функцию проверки правописания и грамматики, а печатный текст упраздняет правила переноса слова. Все уже привыкли к ломаной грамматике текстовых сообщений.

Нет необходимости ничего заучивать наизусть, Алекса, Алиса, Кортана с удовольствием выдаст любую информацию на любую тему. С математикой также проблем нет. Дочь показала мне приложение для мобильного телефона, которое сканирует алгебраическое уравнение и выдает правильный ответ в течение секунды.

Сделаем еще один шаг и зададим вопрос: какую пользу приносит образование? Сегодня, чтобы хорошо зарабатывать, не нужен диплом. Билл Гейтс — великий, знаменитый, уважаемый Билл Гейтс — не имеет аттестата зрелости. Многие «новые» миллионеры начинали свой бизнес в гаражах и подвалах.

Сегодняшние герои — не интеллектуалы, а те, кто легко и быстро делает деньги. А также те, у кого больше лайков и фолловеров в соц. сетях и на Ютубе.

Образование необходимо для получения желаемой профессии, но умственные способности не всегда гарантируют достойный заработок. Даже если в некоторых кругах продолжают ценить обучение в престижных университетах, то это больше для статуса, чтобы блеснуть успехом. Докторская степень не может обеспечить уровень жизни, которым наслаждаются бизнесмены без диплома.

В общем, образование сейчас далеко не так ценно и престижно, как было во времена наших отцов и дедов.

Вы пишете, что в еврейской среде образование очень ценится. Светские евреи, к сожалению, плавают в тех же сетях, что и всё общество. Только в религиозных кругах всё еще отстаивают настоящие ценности, и здесь ценится учеба не ради знаний, а ради формирования личности, ради выработки достойных человеческих качеств. Стараются не «учить Тору», а «учиться, чтобы жить по Торе».

Рассказывают случай с Хазон Ишем[i], великим мудрецом и праведником прошлого столетия. Два парня пришли к нему, чтобы сдать вступительный экзамен в ешиву. Один из мальчиков был признанным гением с феноменальными способностями. Второй также был способным учеником, но не мог сравниться с первым. На удивление, Хазон Иш принял второго мальчика.

Он объяснил: «Я наблюдал за ними из окна. На земле валялись пальмовые ветви, которыми накрывали шалаши в только что прошедший праздник Суккот. Эти ветви сейчас не имеют ценности, но их использовали для заповеди. Первый мальчик, гений, шел прямо по ветвям, а второй их обходил. Тому, кто не обладает должной чувствительностью к заповедям, не место в моей ешиве».

Это было вступление ))

Но Вы задаете не философский вопрос об общественных ценностях и роли обучения в современной жизни и не спрашиваете о том, как побуждать подростков учиться. Вы задаете личный вопрос о своих отношениях с сыном. Вы просите совета, как правильно повести себя с сыном, помочь ему, как правильно направить в жизни.

Важно понять, что стоит за его вопросом «зачем учиться?»

Если логичный ответ, что учиться нужно ради получения профессии, его не устраивает, то важно расспросить, в чем дело. До совершеннолетия все дети должны ходить в школу. «Нормальные» подростки смиряются с этим фактом жизни. Они ходят в школу не только ради знаний, но и ради друзей, и ради спорта, и ради кружков. Когда нет проблем в школе, они не противятся даже тригонометрии. Хорошие отметки поднимают самооценку.

Если Вы уже пытались поговорить с сыном по душам, но ничего не прояснилось, попробуйте провести вместе немного «мужского» времени, которое вам обоим доставит удовольствие. Сходите вместе в спортзал, поупражняйтесь с гантелями, поиграйте в ракетбол, выйдите на пробежку, на лыжню, погоняйте в хоккей или отправьтесь на рыбалку. Или установите шведскую стенку дома, или турник.

Можете заняться чем угодно, лишь бы это было время «папы с сыном». Потом, когда закончите занятия, спросите ненавязчиво: «Ну, что в школе?» И слушайте, прислушивайтесь ко всему, что он расскажет. Ваша цель — выслушать и попробовать понять, в чем у него могут быть трудности.

Трудности могут быть академические. Может быть, ему требуется помощь репетитора. Может быть, его вопрос такой: «Ради чего так стараться? Окупится ли такое вложение сил и времени?» Получив необходимую помощь, он будет меньше противиться учебе.

Может быть, ему трудно найти свое место среди сверстников. Тогда вопрос не только «зачем учиться?», но и «зачем вообще ходить в школу?».

Подросток может также страдать от физической перегрузки. Спортивная команда и кружки требуют много физических сил. Не все подростки могут выдержать ежедневные трехчасовые тренировки плюс соревнования 2-3 раза в неделю. Поэтому, приходится делать выбор между командой и уроками.

Кроме того, у подростков в наше время всё чаще наблюдается депрессия… Ребенок становится раздражительным, теряет интерес к занятиям, которые раньше приносили большое удовольствие. Он может часто грустить и закрываться в себе. Может сводить общение со сверстниками до минимума и пропадать в интернете. Может чувствовать постоянную усталость, ему трудно концентрироваться. Тогда учеба становится дополнительным грузом.

Причина депрессии может быть ситуативной. Активное участие в социальных сетях заставляет человека постоянно сравнивать себя с другими и соревноваться за общественное признание и лайки, что разрушает психологическое здоровье. Даже Ютуб принял меры и не показывает количество дислайков под роликами.

С другой стороны, депрессия может быть физиологической. Если Вам покажется, что сын чрезмерно грустит или чересчур раздражителен, стоит обратиться за психологической помощью.

Если у Вас получится устранить причину нежелания учиться, вопрос разрешится сам собой.

До сих пор мы говорили о школьном обучении, и, как упомянули выше, многое изменилось и устарело, стало неактуальным. Но есть тип обучения, который никогда не устаревает, потому что он несет абсолютные ценности. Это то обучение, которое общество не может отменить и обесценить и которое Всевышний доверяет родителям.

Сейчас очень легко потеряться. В виртуальной реальности за наше внимание конкурируют десятки и сотни тысяч голосов. Каждый старается привлечь внимание к себе и зовет за собой, и мы не знаем, за кем идти.

Ваше главное орудие и главное оружие против отрицательного влияния окружающей среды — это Ваша любовь к сыну. Ему нужно чувствовать, что Вы его любите и с оценками, и без оценок, и целеустремленного, и не целеустремленного, и в школе, и вне школы, и преуспевающим, и не преуспевающим.

Кроме любви ему нужно чувствовать поддержку и уважение. Даже если он этого не показывает, ему важно Ваше мнение. Каждому ребенку важно мнение родителей. Ни Кортана, ни Алиса, ни лайки, ни тысячи виртуальных друзей не дадут ему той уверенности в себе, которую он приобретет, чувствуя, что Вы гордитесь им и цените его.

Этому нужно учиться нам, родителям.

Вы задали очень нужный и актуальный для нас, родителей, вопрос. Я ответила с точки зрения мамы подростков, которая слышит от них этот вопрос достаточно часто. Однако считаю, что настоящий родительский вопрос и ответ — в последних двух абзацах: что значит любить, что значит ценить и уважать, как держать канал общения открытым. Так как это единственный путь преуспеть в настоящем обучении — формировании личности наших детей, чтобы они по-настоящему преуспели в жизни.

Желаю Вам много радости от сына.

С уважением, Гитель Итахова


[i] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц(Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше