Темы: Риталин, Воспитание детей, Ципора Харитан, Приучение к порядку, Юношество
Уважаемая Ципора! Я уже писала Вам и получала очень полезные советы. Мне 48, младшему сыну 18 лет. И, хотя по закону он совершеннолетний, но по опыту и отношению к жизни — совсем нет.
Он гиперактивный, хотя в старших классах благодаря риталину его состояние заметно улучшилось. Он преуспел в учебе с помощью специальных программ и, конечно, моих усилий, но он утверждает, что я вообще ни при чем, а всего он добился сам.
На мой взгляд, главная его проблема в том, что он абсолютно не умеет оценивать время. Это проявляется в мелочах и в серьезных вещах. Например, если автобус в 8, то он считает, что надо выйти из дома в 8. Объяснения, что автобус может прийти на пару минут раньше и что надо минуты 3 идти до остановки, он отвергает.
Но на этот раз все гораздо серьезней. Он пошел учиться от армии в колледж. Нужна психометрия. Он сказал, что пойдет на курс в следующем году. Так и было, но экзамен он провалил. Оказалось, что у него нет времени на повторный экзамен. А остальные учились год назад, и у них было время на несколько попыток.
Я попыталась вмешаться. Записала расписание экзаменов и сроки сдачи проекта. Последний срок был в следующее воскресенье. Я объяснила ему наглядно на календаре, что будут праздники и времени не осталось. Вчера вечером он спохватился и сказал, что не успевает. Только вчера он понял, что осталось два дня и это выходные.
Ему дали возможность повторить курс психометрии и сдать в июле. Он уверен, что впереди у него полгода. Я уже показала ему на календаре, что осталось два месяца. Объяснила, что прошлый курс длился 3 месяца, а он все равно провалился.
Его неумение делать выводы и учиться на ошибках, а также пренебрежительное отношение ко времени очень меня тревожат. Не знаю, как научить его, чтобы предотвратить в будущем множество подобных неприятностей.
Как по-вашему, является ли неумение учиться на ошибках и оценивать время следствием гиперактивности? Как мы, родители, можем давать советы взрослому сыну, который считает себя самостоятельным? Как можно (и нужно ли) влиять на него? N.
Уважаемая N.,
Я не уверена, что есть связь между гиперактивностью и двумя другими довольно непростыми проблемами Вашего сына, которые, безусловно, рассматриваются в Израиле как ликуэй лэмида («нарушения процесса обучения»).
То, что Вы пытаетесь ему что-то говорить, объяснять и показывать, видимо, приводит только к тому, что он раздражается на Вас и пропускает Ваши разумные доводы мимо ушей, а иногда (возможно, подсознательно) и делает назло, чтобы показать, что Вы ему не будете указывать.
Поэтому, как Вам ни жалко и несмотря на то, что это действительно может быть плачевно для его будущего, остается только сказать: «ОК, это на твою ответственность. Если могу чем быть полезной, обратись ко мне, а если нет, я больше не вмешиваюсь». То есть: либо жизнь научит, либо ничто не научит.
Вы, конечно же, как мама, можете молиться, чтобы он все-таки решил сделать какие-то шаги вперед, но хочу сказать одно: жизнь, с Б-жьей помощью, не завершается в восемнадцать лет. Многие такие ребята, покрутившись 5-8-10 лет и получив от жизни различные неприятности, созревают и учатся ставить себе цели и достигать их.
Т.к. на сегодняшний день его психометрия — это Ваша реальная цель, а для него это — фантазии: вот бы проснуться в июле с высокой оценкой по психометрии. А с таким подходом, как это ни печально, родители ничего не могут сделать, пока человек сам не изменит его.
Поэтому, как Вам это ни больно, скажите себе, что Вы не можете поместить свою голову на его плечи, отойдите в сторонку и дайте событиям развиваться. Только так есть шанс, что он вырастет.
С уважением и пониманием, как это нелегко, Ципора Харитан
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»