Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тем, кто учит Тору

Написано в Торе (раздел Реэ, Дварим 12:2): «Совсем уничтожьте те места, на которых служили (поклонялись идолам) народы, которых вы изгоняете (из Эрец Кенаан)». Берем книгу раввина Эльханана Йосефа Эрцмана «Мусар Асэхель», где собраны высказывания наших мудрецов на тему недельных глав Торы. О приведенном нами стихе написано, что из него можно выучить удивительное правило: у каждого совершенного греха есть особая сила воздействия на место, где он совершен. Поэтому Тора и приказала евреям, входящим в Святую землю, уничтожить все кумирни местных идолопоклонников. На образном языке мудрецов: каждый грех, в том числе грех идолопоклонства, делает «нечистым» то место, где он был сделан.

Отсюда понятно запрещение мудрецов «приближаться к злодею»: злодей своими делами создает особую атмосферу «нечистоты» вокруг себя, и эта «нечистота» как бы входит в него, воздействуя так, что он готов к новым нарушениям. А заодно воздействует на всех, кто находится к непосредственной от него близости. Потому и сказано: «Плохо злодею, плохо и его соседу».

Теперь можно понять высказывание учителей, приведенное в Талмуде (Хагига 15): «Заслужил праведник (награду своими делами) — получает в Ган-Эден (Райском саду) свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей (из-за своих дел к наказанию) — получает в Геином (аду) свою часть и часть другого еврея».

Смысл сказанного таков. Праведник выполняет заповеди и совершает хорошие поступки. Тем самым он как бы освящает атмосферу вокруг себя. Иногда созданная им святость входит даже в плохого человека, который приблизился к нему, побуждая этого приблизившегося пусть изредка, но совершить благое дело. Получается, что праведник подтолкнул злодея к совершению добра, чего бы тот не сделал без благодатного влияния; потому что мы знаем: «плохое дело ведет за собой плохое дело», и нет выхода из порочного круга, по крайней мере без чужого доброго влияния. В результате праведник получает часть, которой владеет злодей в Ган-Эден.

Здесь требуется объяснение. У каждого еврея есть своя доля в грядущем мире. Это закон. Даже у злодея из евреев. Но эту долю надо заслужить. Заслужить ее можно только добрыми делами. Так вот, тот, кто подтолкнул нас к хорошему делу, тоже получит в Ган-Эден точно такую же часть, «в размере», соответствующем нашему поступку. От нас не уменьшится, но он получит такую же награду.

Однако злодей потому и называется злодеем, что привык совершать плохие поступки, в результате чего он теряет свою долю в Ган-Эден — от поступка к поступку, все уменьшая и уменьшая ее. Получается, что его доля в грядущем мире как бы теряет «хозяина». Кому она достается? Тем праведникам, которые подтолкнули злодея к совершению благих дел.

И наоборот! Злодей, совершающий грех, вносит в мир «нечистоту». Последняя может войти в праведника, «инфицировав» в нем желание поступить точно так же. Мудрецы выразились об этом так (Сота 3): «Человек совершает прегрешения только под влиянием духа глупости», т.е. духа нечистоты, о котором мы только что сказали, что он порожден поступком злодея. Следовательно, злодей получает ту долю, что принадлежит праведнику в Геином (аду). Почему? Потому что подтолкнул праведника к греху. А правило гласит, что у каждого еврея есть доля не только в Ган-Эден, но и в Геином. Пусть вас это не удивляет. Нам дана свобода воли (выбора). Всевышний, Который может все, не делает только одного — не принуждает людей ни к грехам, ни к праведности. Каждый из нас сам выбирает свой путь, реализуя одно из двух: получить долю в Райском саду или в аду (только не думайте, пожалуйста, что это сковородка с горящим маслом для поджаривания грешников!).

Об этом же говорит начало главы Реэ: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Слово «смотри» смотрится здесь неуместным, надо бы сказать «знай». И почему в единственном числе, когда дальше идет «предлагаю вам»? И что означает «сегодня»? Но теперь все можно объяснить. Стих говорит: смотри, уже сегодня, сейчас, когда ты выбираешь как поступать, для каждого человека из твоего народа готово место в Ган-Эден (это и есть благословение) и место в Геином (проклятие). Ты можешь выбрать все, что тебе причитается там или там. А можешь — тоже путем выбора — поделиться своими долями с другими евреями. «Заслужил праведник — получает в Ган-Эден свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей — получает в Геином свою часть и часть другого еврея».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»