Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Одежда, Бейн аМецарим, Месяц Ав, Траур по Храму, Стирка
Стирка и смена одежды в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»
Введение
Стирка одежды для использования ее после 9 ава
Еврей, стирающий одежду для неевреев
Если еврей, прекратив стирать одежды неевреев публично, не сможет заработать себе достаточной суммы на пропитание, то такая деятельность разрешена (ע» מ"ב ושעה"צ ס"ק מ"ד).
Единственная одежда
Постельное белье, носовые платки, скатерти, полотенца
Стирка детской одежды
Стирка для заповеди
Ношение свежевыстиранной одежды
По этой причине рекомендуется провести подготовку до наступления «Девяти дней», нося костюмы, брюки, рубашки, юбки, блузки, свитера, пиджаки, пальто и т.п. Если они были в употреблении хотя бы небольшое время перед «Девятью днями», то их можно носить и в течение «Девяти дней» (ע» יו"ד ס» שפ"ט ס"א וש"ך ס"ק ד» ודוק).
Смена постельного белья
Смена одежды на субботу
В наши дни большинство поступает в соответствии с обычаем Виленского Гаона, позволяющим переодеваться в субботние одежды, даже если 9 ава выпадает на субботу (ע» גר"א ס» תקנ"א ס"ק ג» ומ"ב ס"ק ו» מר"י עמדין, וע» ערה"ש ס» י"א וש"פ). Это разрешено, даже если одежда является свежевыстиранной или почищенной (מ"ב ס"ק ל"ה). Новая одежда, однако, запрещена даже в субботу (מ"ב ס"ק מ"ה). Хотя разрешено менять скатерти на субботу, смена постельного белья запрещена (מ"ב ס"ק ל"ג).
Поскольку в соответствии с этим обычаем в субботу разрешено менять одежду, если человек забыл приготовить достаточное количество одежды перед наступлением «Девяти дней» (см. 8) (например, рубашек), то он может сменить рубашку в пятницу вечером, а затем в субботу утром сменить ее на другую. Обе эти рубашки потом можно будет носить в будние дни. Кратковременное (см. 8) ношение одежды в субботу специально с целью сделать возможным ее ношение в будние дни, запрещено, поскольку это будет «приготовление с субботы на будни» (כך נראה). Следовательно, разрешение относится лишь к одежде, пригодной к ношению в субботу (כך נראה).
Если одежда загрязнилась
Смена одежды ради проведения обрезания
Производство и починка одежды
Ношение новой одежды
В течение «Девяти дней» нельзя носить новую одежду, даже такую, на которую не произносится благословение שהחיינו (ס» תקנ"א ס"ו ומ"ב ס"ק מ"ה). Следовательно, нельзя надевать даже новые рубашки, обувь, носки, нижнее белье и т.п. (ע» שם) Также, если одежда была куплена до наступления «Девяти дней» и благословение было произнесено в момент покупки, но одежду еще не носили, запрещено надевать ее в первый раз во время «Девяти дней» (שם).
Покупка и производство одежды
Производство одежды для других
Ткание, вязание, вышивка
Мы узнали (см. 2), что во время «Девяти дней» запрещено производить одежду. Соответственно, запрещено также вязать и вышивать, даже если работа будет завершена лишь после «Девяти дней» (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).
Починка одежды
Полирование обуви
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Читайте обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»