Из цикла «Врата востока», темы: Мудрость, Скромность, Врата востока, Бемидбар, Изучение Торы, Исраэль Спектор, Пустыня
«И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном» (1:1)
Только тот, кто смотрит на себя как на выжженную пустыню (т.е. совершенно лишен самомнения), может обрести мудрость и Тору. Посему сказано «в пустыне Синайской» (Бемидбар раба).
Хороша скромность, ибо сказано «скромно ходи перед Б-гом твоим» (Миха 6:8).
Когда Йосефу Хаиму (будущий Бен Иш Хай) было двенадцать лет, старался он скрыть свои знания от других. Но не много дней прошло, и благодаря провидению, стал он известен многим.
Как-то, вернувшись из ешивы домой, увидел Йосеф Хаим на столе у отца письмо, в котором мудрецы Иерусалима спрашивали, как решить некоторую алахическую проблему. Двенадцатилетний Йосеф Хаим сам открыл необходимые книги, рассмотрел вопрос со всех сторон и, написав аргументированный ответ, отправил его в Иерусалим. Раввины Иерусалима подивились глубине полученного ответа и вынесли на его основе постановление. Через несколько дней получили в Иерусалиме еще один ответ и с удивлением обнаружили, что, по сути, он идентичен первому.
Когда же иерусалимские мудрецы узнали, что первый ответ был написан сыном, то послали отцу, раби Элияу Хаиму, специальное послание, где сообщили ему о мудрости сына. Да будет счастлив тот, у кого осуществилось написанное в Мишлей (15:20): «Сын мудрый радует сердце отца». С тех пор весть о познаниях юного Йосефа Хаима распространилась по всему Ираку.
“А ты назначь левитов над Мишканом Свидетельства и над всеми принадлежностями его, и над всем, что при нем”.
Рав Маймон бен Атар, будучи равом Александрии (Египет), каждую пятницу в полдень обходил синагоги города и проверял по свиткам Торы недельную главу, которую будут читать в шабат — чтобы не было ошибок. А после полудня снова выходил на улицу, чтобы напомнить евреям — владельцам магазинов, что следует закрыть магазины до наступления шабата. Рав не боялся умалить своё достоинство во имя шабата, и заботился, чтобы евреи читали Тору в шабат по выверенным свиткам.
С разрешения издательства “Швут Ами”
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»