Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

В наше время многие говорят о свободе, и, конечно же, все готовы воспользоваться ее плодами. Даже ненавидящие демократию осаждают американские посольства, чтобы, въехав сюда, получить все предлагаемые Америкой блага. Но разве свобода заключается в реализации американской мечты: собственного дома, автомобиля и беззаботной жизни?Приближающийся праздник Исхода евреев из египетского рабства открывает перед нами новое понимание концепции Свободы.

В пасхальный вечер семья собирается у празднично накрытого стола. Глава семьи или тот, кто ведет Седер, поднимает кусок мацы, разламывает его на две части и произносит слова, которые могут стать для нас своего рода Декларацией независимости и свободы:

Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской.Всякий, кто голоден, пусть придет и ест.Всякий, кто нуждается в праздновании Песах, пусть придет и празднует его вместе с нами.Сегодня мы находимся в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник в Земле Израиля.Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник свободными людьми.

Мы привыкли думать, что маца — это не хлеб бедности, а хлеб свободы, который евреи ели в Синайской пустыне после Исхода из Египта. Тора рассказывает нам, что евреи выходили из Египта так стремительно, что тесто не успевало закваситься. Почему же рассказ об Исходе, приведенный в пасхальной Агаде, начинается с утверждения о том, что маца — это хлеб бедности, который ели еврейские рабы еще в Египте? Впрочем, если бы нужно было выбрать хлеб символом свободы, то разве не предпочли бы сладкий торт сухому хлебу бедности — маце? Почему маца становится не символом рабства, а символом свободы?«Потому что человек должен быть готов отказаться от “сладких лепешек Фараона” во имя свободы!» — объясняет Магараль из Праги.

Понятно, что горькая трава Марор (листья салата или хрен) является символом рабства. Но почему же сладкая смесь тертых яблок и вина — Харосет напоминает нам о глине, используемой рабами для строительства пирамид? Почему символ рабства сладкий?

Потому что обманчива сладость богатства! Человек может стать «хорошо оплачиваемым рабом» — начальником с домом и дачей, возводя то пирамиды, то создавая «МиГи» и «Катюши», угрожающие его братьям уничтожением. Вырваться из обманчиво сладкого рабства еще труднее, чем из тяжелого и горького.

Мы называем мацу хлебом бедности потому, чтобы напомнить себе: свободой не только наслаждаются, за нее сражаются, пренебрегая богатством, благополучием и безопасностью, а если нужно — за свободу отдают жизнь.Наша недельная глава открывает третью книгу Пятикнижия, посвященную служению в Храме и жертвоприношению. Зачем современному человеку думать о жертвах? — удивитесь вы.Разве наши родители не жертвовали многим ради нас? Разве мы не жертвуем во имя наших детей, любимых и близких? Разве мир и сегодня не держится на тех, кто готов пожертвовать собой во имя других?


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»