Темы: Недельная глава, Ноах, Потоп, Чувства и разум, Рав Бенцион Зильбер, Вера
Сказано в Торе: «И вошел Ноах, и его сыновья, и его жена, и жены его сыновей с ним в ковчег, от вод потопа» (Берешит, 7:7). Говорят мудрецы: «от вод потопа» понимай как «
А ведь Ноаху было известно о предстоящем потопе, и начало его было вполне очевидным! Почему же Ноах тянул время? Выходит, он был недостаточно тверд в вере, то, что называется маловер: ему и верилось, и не верилось, что потоп действительно произойдет.
Рав
Конечно, отвечает Стайплер на свой вопрос, если бы Ноаху было приказано войти в ковчег сразу с началом дождя в указанный день, он так бы и сделал. Но такого приказа он не получал и, даже видя, что потоп начинается,
Развивая эту тему, рав Каневский приводит такой эпизод из трактата «Брахот» (28б).
Раби Иоханан
— Да будет воля Всевышнего, чтобы вы боялись Его так же, как вы боитесь человека.
— И только? — удивились ученики.
А учениками раби Иоханана
— Хорошо бы так, — отвечал учитель. — Ведь когда человек совершает грех, он говорит себе: хоть бы люди не увидели!
Чего же пожелал своим ученикам раби Иоханан
Есть вещи, которых мы не сделаем, если нас
Человек не сунет руку в огонь, потому что знает, что такое ожог. Если бы нарушение заповеди Всевышнего мы ощущали с такой же силой, как ожог, оно бы для нас не существовало даже как возможность. А это очень высокий духовный уровень.
На убедительность непосредственного ощущения указывает нам гемара в «Недарим».
Как известно, за каждое нарушение полагается свой вид наказания (Геинома, ада). Так вот, Гмара говорит: над тем, кто гневается, властвуют все виды Геинома. Все. Почему за гнев полагается столь суровая кара? Потому что, как сказано, в гневе человек теряет власть над собой, а значит — способен совершить любое прегрешение. Отсюда и это утверждение.
Это понятно. Но непонятно, почему в добавление сказано, что гневливый человек будет еще и страдать геморроем. Странно! Если уж перечислять столь разные наказания (ну что геморрой по сравнению с адом!), то логичнее было бы двигаться от более легкой кары к тяжкой, а не наоборот. Почему же Талмуд перечисляет наказания именно в таком порядке?
Потому что болезнь для человека реальнее, чем невидимый и неощутимый Геином.
Есть вещи, которые знаем. А есть вещи, которые мы чувствуем, ощущаем непосредственно. И они оказывают на наши поступки гораздо более сильное влияние, чем просто знание, не подкрепленное непосредственным ощущением. Хорошо, когда знание и чувство совпадают. Но так бывает далеко не всегда. И наша задача — постараться вывести наше знание на уровень непосредственного ощущения. Именно об этом говорит и Хумаш, и гемара.
Очень важно для человека ощущать реальными и живыми слова Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»