Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Опасения и страхи Яакова были не о своих бедах, а о том, что должно было случиться с его потомками в будущем. Поэтому он молился Всевышнему об избавлении для всех будущих поколений.

«И Яаков очень испугался, и стало ему грустно»[1].

Комментаторы задавались вопросом, что означает эта фраза. Мне кажется, что объяснение следует связать со сказанным в Мидраше о стихе: «Ответит тебе Б-г в день беды, укрепит тебя имя Б-га Яакова»[2] — однажды царь Давид поднял глаза свои к Небесам, плакал и молил Всевышнего о милосердии. И Он услышал его молитву и обещал спасти его от всех бед в заслугу Яакова». Эти слова Мидраша удивительны, но здесь работает правило: «Случившееся с праотцами — знак потомкам».

Притча.

В одном городе было много больных, но в нем не было врача. Губернатор жил далеко, в другом городе, и у него был мудрый и верный врач. В городе, где не было врача, жил один приближенный к губернатору человек, к которому тот бы выслал своего врача, но он не болел. И вот, однажды, у него заболела голова, не очень сильно, и можно было самому снять эту боль. Но этот человек решил сделать вид, что болен сильнее, чем на самом деле. Он стал стонать и охать, и поскорее послал гонца к губернатору с просьбой выслать ему врача. Домашние очень удивились его поведению, а он сказал им: «Глупые и бессердечные люди! Разве о своей боли я кричу?! Разве ради себя я послал за врачом?! Ведь я, так же как и вы, знаю, что от этой боли можно легко избавиться! Но я сокрушаюсь из-за больных нашего города, которые не излечятся, пока сюда не пребудет врач!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний знал все, что случится в будущих поколениях, и знал, что не будет у них достаточно заслуг, чтобы спасать их из беды. Поэтому, Своей великой милостью, Он заранее создал похожие ситуации у наших праотцов, да покоятся с миром, и они своей молитвой удостоились спасения от Него. А то, что Он сделал для них, осталось и для их потомков. Наши праотцы могли спасаться сами, и у них были силы побеждать врагов, и, тем более, Яаков, у которого были сильные сопровождающие — в Мидраше[3] сказано, что у него было много стад и пастухов с собаками. Но все же он просил о спасении Всевышнего: «Спаси меня от моего брата, от Эйсава…»[4], как будто был, не дай Б-г, немощен. Он понял, что все, что происходит с ним, является подобием того, что будет происходить с его потомками, а потому умолял Всевышнего о чудесном избавлении, рассуждая: «Я могу спастись сам, но что будут делать в подобной ситуации мои потомки?» Таким образом, он позаботился о будущем спасении для следующих поколений. Об этом и говорит Мидраш[5]: «В тот момент Яаков поднял взгляд, и увидел Эйсава издалека» — он увидел, что в далеком будущем потомки Эйсава будут притеснять его потомков. Поэтому он «обратил свой взор к Небесам», чтобы Всевышний спас его, и тогда это обеспечит спасение и будущим поколениям. «Просил у Всевышнего милосердия» — просил о чудесном избавлении. «И услышал его молитву в заслугу Яакова» — обещал спасти его от всех бед, ведь спасение Яакова означало спасение и для его потомков — «Все, что происходило с праотцами, являлось знаком для их потомков». И в этом смысл обещания: конечно «Ответит тебе Б-г в день беды», ведь это для нас случится «Повелит произойти спасению Яакова», которое уже состоялось.

Из сказанного нами следует, что все опасения и страхи Яакова были не о своих бедах, а о том, что должно было случиться с его потомками в будущем. Поэтому он изливал сердце в молитве Всевышнему об избавлении для всех будущих поколений. А теперь, найдем объяснение сказанному: «И испугался очень Яаков, и стало ему грустно»[6].

Притча.

Один человек пожелал узнать свою судьбу, ждет ли его в жизни удача, и обратился к астрологам. Они посоветовали ему в день рождения попробовать играть в азартные игры. Если он будет выигрывать, значит, его в жизни ждет удача, а если нет, то нет. В день рождения он взял деньги, и отправился играть. Каждый раз он проигрывал, и в общей сложности проиграл два-три динара. Это была незначительная сумма, и он о ней не горевал, но он очень опасался, что этот проигрыш является знаком того, что в жизни его ждут неудачи. И это то, что сказано: «И испугался очень Яаков…». Он, тем не менее, продолжил играть, пока не проиграл все принесенные деньги. Теперь он и опасался, что в жизни его будут преследовать большие неудачи, и расстраивался из-за того, что проиграл все деньги. И теперь исполнилось: «. и стало ему грустно».

Смысл этой притчи в том, что несмотря на все неприятности, которые происходили с Яаковом, он не расстраивался из-за себя, но опасался, что они означают беды для его потомков. Он узнал, что Эйсав направляется ему навстречу, и с ним четыреста человек. В Мидраше[7] сказано, что все они были царями, или главарями банд разбойников. Тут Яаков испугался и загрустил. Поэтому: «И испугался очень Яаков» — испугался будущего, ведь это означало, что его потомков ждут большие несчастья. Кроме этого, Яаков загрустил и о своем нынешнем положении, о том, что злая судьба настигнет и вся его семья пропадет. Поэтому «поднял взгляд к Небесам».

«И прибыл Яаков в цельности в город Шхем»[8].

Мидраш[9]: «Много бед у праведника, и из всех вызволит его Б-г[10]. Много бед — это Эйсав и его спутники, а праведник — это Яаков».

Чтобы разъяснить эти слова Мидраша, следует привести вначале слова мудрецов[11]: «В будущем, когда Всевышний будет судить злодея Эйсава, тот закутается в талит и сядет рядом с Яаковом. Яаков скажет ему: “Брат мой, не поможет тебе быть со мной”, как сказано: “Ты задумал меня убить…”[12] если бы я сделал, как ты приказал, и служил бы идолам, заслужил бы смерть с Небес, а если бы я не слушал тебя — ты бы убил меня…» следует разобраться, зачем Эйсав захочет закутаться в талит и сесть рядом с Яаковом. Чем ему это поможет? Разве этим он спасется от суда Б-га? И что означает ответ Яакова? Это можно разъяснить при помощи сказанного в Мидраше[13]: «И вышел первый красным»[14]. Сказал рав Абау: «как тот, кто моет баню, и только потом моет в ней царского сына, так и Эйсав родился сначала, чтобы вся нечистота вышла с ним».

Имеется в виду, что он впитал и ту духовную нечистоту, которая была в Яакове, и потому его дурное начало было двойным. А благодаря этому Яаков остался духовно чистым и был праведником. Об этом и говорит Мидраш: «Много бед — это Эйсав и его спутники, а праведник — это Яаков». То есть, много зла, которое было в Эйсаве, это потому, что он забрал духовную нечистоту и у Яакова, который остался праведником. Знай же, что все грехи человек совершает из-за дурного начала, и из-за него же он делает зло и другим, в том числе праведникам — грабит и т.д. Теперь можно объяснить сказанное в Ялкут Шимони.

Притча.

Двое братьев поделили наследство от отца. Один был умным, а другой глупым. Умный брат обманул глупого и отдал ему все самые худшие части наследства, в то время как себе забрал лучшие. Через несколько лет глупый брат разорился и обратился за помощью к умному. Умный брат позаботился обо всем необходимом для брата и его семьи, так как знал, что в разорении брата и его вина. Через какое — то время глупый брат узнал, что умный его обманул, и стал его упрекать: «Почему ты меня обманул?! Ведь из-за тебя я теперь обеднел!» Ответил ему умный брат: «Ты прав, но кто теперь заботится о твоем пропитании? Разве не я? Чего же ты еще хочешь?»

Смысл этой притчи в том, что Эйсав вышел первым, чтобы вобрать в себя всю духовную нечистоту и все зло, для того, чтобы Яаков вышел чистым и праведным. Поэтому ему приходится страдать и терпеть все зло сердца Эйсава. В будущем Эйсав узнает, что он вобрал в себя духовную нечистоту Яакова, и это послужило причиной того, что грехи его были настолько велики. Поэтому во время суда он пойдет и сядет рядом с Яаковом, чтобы тот его оберегал, ведь он косвенно виноват в том, что Эйсав настолько грешен. А Яаков ответит ему: «Брат мой, не поможет тебе быть со мной» — если бы исполнилось все, что ты хотел мне сделать, я бы уже был мертв. Поэтому, хотя ты и получил от меня часть духовной нечистоты, тебе нечего с меня спрашивать, ведь за это я должен был терпеть твои притеснения. И это то, что сказано в продолжении вышеприведенного стиха: «Утешение скрылось с глаз моих»[15].


[1] Берешит 32:8

[2] Теилим 20:2

[3] Мидраш Берешит Раба 78

[4] Берешит 32:12

[5] Мидраш Берешит Раба 78

[6] Берешит 32:8

[7] Мидраш Берешит Раба 75:10

[8] Берешит 33:18

[9] Мидраш Берешит Раба 79:2

[10] Теилим 34:20

[11] Ялкут Шимони, Овадья 1

[12] Ошеа 13:14

[13] Мидраш Берешит Раба, недельная глава Толдот

[14] Берешит 25:25

[15] Ошеа 13:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»