Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Богач сначала отказывается нанимать человека, но затем дает ему испытательный срок. После успешного прохождения испытательного срока человек получает постоянную работу.

«Не страшись Авраам, Я твой защитник»[1].

Авраам опасался, что поскольку для него было сделано чудо, и он спасся из огненной печи, и вернулся живой с войны с четырьмя царями, то уже получил всю свою награду в этом мире. Сказал ему Всевышний: «Не страшись, Я твой защитник. Все чудеса, которые Я тебе делал, Я делал безвозмездно.» — так сказано в Мидраше. Эти слова кажутся противоречащими сказанному нашими мудрецами: «Тот, кто говорит, что Всевышний уступает… жизнь его будет бесхозна» (то есть, тот, кто считает, что Всевышний управляет миром не по суду и справедливости, лишится охраны свыше. Если человек говорит, что не надо бояться грешить, ведь Б-г простит, уступит, пусть знает, что любая вещь в мире имеет цену. За все, что человек получает в этом мире, он должен отчитаться, и за каждое нарушение должен ответить. Кроме того, такой человек учит других не бояться Б-га, а это большой грех — прим.). И следует разъяснить это.

Притча.

Один человек прибыл в чужой город, и пошел в дом мецената, чтобы просить того взять его к себе в услужение. Богач ответил: «Я не могу нанять тебя на работу, ведь мы друг друга не знаем. Я не знаю насколько ты смышленый, и насколько удачно ты можешь вести дела. Ты тоже не знаешь меня, и не знаешь, подходят ли тебе устои моего дома». Тот человек продолжал упрашивать, и тогда богач сказал: «Если хочешь, поживи у нас некоторое время, и ешь за нашим столом. За это время ты сможешь ознакомиться с работой, которая требуется в доме и в поле. И если тебе подвернется какая-то работа — выполни ее, и тогда я смогу проверить твое рвение и расторопность. После этого мы поговорим насчет твоей просьбы». Так тот человек и поступил. Через некоторое время стало ясно, что этот человек подходит для служения у богача, и он взял его на работу и назначил ему оплату. Они составили контракт, в котором были перечислены все работы, которые работник должен был выполнять, а также условия оплаты. Сначала было написано, что хозяин требует от работника, а потом, что работник получит за это от хозяина. И разница между временем, предшествующим написанию контракта, и тем, что наступило после этого, в том, что хотя раньше тот работник также служил хозяину, работая в лавке, поставляя товар и т.д., но все это не было его обязанностью. И не было связи между тем, что он делал и тем, что получал от хозяина. Иногда он получал от хозяина больше, чем заработал, а иногда наоборот. Ведь действия обоих по отношению друг к другу были добрыми деяниями по собственной воле. И тогда не было места гневу хозяина, если работа не была выполнена, как он того хотел, ведь работник еще не был обязан ничего делать. Но после составления контракта, подписанного свидетелями, все стало по — другому. И если работник не будет выполнять то, что обязался, хозяин будет иметь право на него сердиться.

Смысл этой притчи в том, что наш праотец Авраам, да покоится с миром, самостоятельно познал Творца, и стал Ему служить только по своим собственным соображениям и по своей доброй воле. И тогда ему еще не полагалась награда за добрые дела, так как тогда Б-г еще ни к чему его не обязал. А Всевышний смотрел на Своего верного последователя, который ради Него был готов отправиться в огненную печь и воевать с царями, и помогал ему. Но то, что Он его спасал, было проявлением доброты Всевышнего и Его милосердия, ведь Авраам не был тогда обязан служить Ему, а делал это по собственному желанию, как сказано: «И нашел Ты сердце его верным Тебе». И Всевышний делал ему добро в особенные моменты. И об этом говорили мудрецы: Авраам опасался, что поскольку ему было сделано чудо, и он спасся из огненной печи, то уже получил всю свою награду в этом мире. Сказал ему Всевышний: «Не страшись, Я твой защитник. Все чудеса, которые Я тебе делал, Я делал безвозмездно» — то есть, чудеса, которые Я тебе делал, не были наградой за твое служение, ведь Я еще не дал тебе повелений. Ты по собственному желанию был верен Мне и служил Мне. И Я тоже по собственному желанию спасал тебя в беде.

Более того, в то время, когда наш праотец Авраам, да покоится с миром, служил Всевышнему по собственному желанию, не могло быть и речи о гневе на него в случае, если он не выполнял в точности какой-либо заповеди, ведь он не был обязан их выполнять! Но потом, когда Авраам состарился, Всевышний убедился, что он полностью посвятил себя служению Ему, тогда Он захотел дать ему работу, и заключил с ним союз, чтобы был Авраам верным Его служителем. И тогда Всевышний назначил Аврааму награду за работу, и с того момента Авраам стал обязанным выполнять работу, которую взял на себя при заключении союза. А Всевышний обязался давать ему ту награду, которую он заслуживал за свой труд. И это то, что сказано: «И было Аврааму девяносто девять лет, и явился Б-г Аврааму и сказал ему: “Я — Б-г”[2]. Это как хозяин, который представляется работнику, которого нанимает. Этим он как бы говорит, что он и есть тот, кто решает, кому и сколько давать. И поэтому далее сказано: “Я Б-г Ша-дай, ходи предо мной” — то есть, с этого дня Я нанял тебя служить Мне, — “и будь целостным” — с этого дня твое служение должно полностью соответствовать Моим велениям. “И заключу Я союз между Мной и тобой” — то есть, соглашение, что ты будешь служить Мне, а Я буду вознаграждать тебя. И с этих пор “Размножу тебя очень, очень” - с этих пор Я не буду больше с тобой только из милосердия, а за то, что ты служишь мне. Если захочешь больше блага, должен будешь прилагать больше усилий в служении. То есть, если будешь очень усердно служить, получишь очень большую награду.


[1] Берешит 15:1

[2] Берешит 17:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»