Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Экев, Магид из Дубно, Еврейская притча
И помни весь путь… одежда твоя не изнашивалась и ноги твои не затекали в течение сорока лет. И будешь знать в сердце своем, что как наставляет человек своего сына, так наставляет тебя Б-г твой»[1].
Для толкования этого стиха в Ялкут Шимони[2] приводятся слова Талмуда[3]: «Если человек видит, что на него обрушились неприятности, пусть проверит свои поступки». Этими словами мудрецы хотели пробудить нас, и обратить наше внимание на то, что ничего из того, что случается с человеком, не случайно. Человек должен понять, что все, что он получает, тщательно продумано и отмерено Всевышним, благословен Он. Для этого сначала сказано: «И помни весь путь…» — чтобы подчеркнуть, что абсолютно все случается по воле Творца. Даже такие естественные вещи, как износ одежды, случаются из-за проступков человека. Доказательство этому — все сорок лет скитаний по пустыне одежда евреев не изнашивалась — «…одежда твоя не изнашивалась и ноги твои не затекали…». Всевышний охранял нас в пустыне от любого ущерба, и мы были свидетелями того, что Он может сделать так, что никакой порчи и никакой напасти не случится. Поэтому, если с человеком случается неприятность, он должен верить и знать, что все просчитано Всевышним, и есть этому причина. Теперь мы можем разъяснить стих: «Сказала ты Б-гу: Господин мой! Нет у меня другого блага, кроме Тебя. К святым, которые на земле, и к могучим (сердцем, в исполнении заповедей — прим.) сильно стремление мое к ним»[4]. Этот стих поясняет, что иногда Всевышний посылает праведникам страдания, которые не являются страданиями из любви. Ведь о страданиях из любви уже было сказано, что страдания тела благоприятны для души. На это намекают слова: «святым, которые на земле» — святые, то есть духовное составляющее человека, спустилось с Небес на землю, в темный, низменный мир. Эта духовная часть может получать удовольствия в этом мире через тело. Когда тело страдает, душа возвышается. Но почему же Всевышний наказывает праведников, как сказано: «Ведь выйдет пламя и охватит колючки, и сгорит пшеница»[5]. Ответ на это: «…к могучим, сильно стремление мое к ним» (В Талмуде[6]говорится, что во время суда Б-га часто первыми умирают праведники — прим.).
Притча. У одного человека был близкий друг, которого он всегда при встрече тепло приветствовал. Но однажды, они встретились, и он поздоровался с другом, как обычно, тот набросился на него с проклятьями. Он был озадачен поведением друга, но смолчал и ушел. Назавтра они снова встретились, и в этот раз друг стал его обнимать и целовать. Тогда он спросил: «Почему вчера ты был так зол?!» Друг ответил: «Не сердись, я скажу тебе честно: вчера я был очень разгневан, но боялся вылить свой гнев на того, на кого он был направлен. Я боялся, что он навредит мне еще больше. Мне требовалось излить бурлящие чувства, и я доверился твоему чистому сердцу и нашей крепкой дружбе, веря, что ты не станешь мне отвечать. Для меня это было похоже на то, как будто я хочу дать дорогую вещь на хранение в надежные руки. Я был уверен, что ты сохранишь мои чувства в сердце, и оттуда они уже никуда не распространятся».
Смысл этой притчи в том, что иногда на Небесах гневаются на нас. Если этот гнев изольется на неправедных людей, то они, получив неприятности, станут роптать и возмущаться, как сказано: «И будет, когда оголодает, и озлобится, и проклянет своего царя…»[7]. Не подобает, чтобы Всевышний делал добро тем, кто не умеет быть благодарным. А праведники принимают на себя приговор Всевышнего с любовью и радостью. И это то, что сказано: «…к могучим, сильно стремление мое к ним» — и, в соответствии с силой их любви ко Мне, Я желаю только их близости. Они не станут роптать на Мое решение, а примут его с любовью. Подобает принимать решение суда Творца с радостью и любовью. Всевышний дает совет, чтобы и неправедные принимали Его решение с радостью, когда Он будет их судить: «Умножатся страдания и грусть их, (когда) спешат к идолу»[8].
[1] Дварим 8:1, 4
[2] пункт 850
[3] Брахот 5
[4] Теилим 16:2-3
[5] Шмот 22:5
[6] Бава Кама 60
[7] Йешаяу 8:21
[8] Теилим 16:4
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»