Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний еще до сотворения мира создал раскаянье и приготовил особый день для молитвы и сожаления о грехах, который раз в год очищает человека, как хозяин дома очищает его от сора

«И будет это вам законом вечным, чтобы искупать сынов Израиля от всех грехов их раз в год»[1].

Мне кажется, что этот стих можно объяснить в соответствии с тем, что сказал царь Давид, да покоится с миром: «Чего бояться мне в дни бедствия? — (но) грех моих пят окружает меня»[2]. Этот стих толкуется мудрецами[3]: «Это грехи, которые человек топчет (то есть, не обращает на них внимание)». Разъясним это:

Притча.

Человек строил дом. Во время строительства постарались, чтобы дом был построен идеально, без единой щели, и не пропускал ветра и пыли. Когда дом был готов и хозяин въехал в него, то люди увидели, что он заносит в дом метелки, чтобы подметать пол. Его спросили: «Зачем тебе метелки? Ты ведь построил добротный дом, и нет в нем щелей, которые пропускали бы ветер и пыль!» Хозяин дома ответил: «Но ведь в дом заходят люди, а к их подошвам на улице прилипают песок и пыль, которые они заносят внутрь. Для этого мне и нужны метелки, ведь если я не буду подметать, то дом постепенно засорится!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний вселил в тело душу, и она обитает в нем, как человек в доме. Тело Всевышний со всех сторон упрочнил заповедями, данными для его частей: глаз, ушей, рта, языка, рук, ног и т.д., как об этом подробно говорится в книге «Сефер Харедим». Это было сделано, чтобы к душе не проникал никакой «сор» этого мира. Но человек — он человек, и вынужден взаимодействовать с физическим миром. Выходить наружу — есть, пить, спать, общаться с другими людьми, а потому к нему пристает пыль, и как сказали мудрецы, это то, что он топчет своими подошвами. То есть, когда человек взаимодействует с физическим миром, он не может не запылиться. Поэтому Всевышний еще до сотворения мира создал раскаянье и приготовил особый день для молитвы и сожаления о грехах, который раз в год очищает человека, как хозяин дома очищает его от сора. И поэтому сказано, что этот день будет «законом вечным», без которого не будет возможности искупить грехи. Но если грехи народа будут многочисленны, то одного дня в год не хватит им для очищения.

«По обычаям земли египетской, в которой жили вы, не поступайте… Постановления Мои выполняйте, и законы Мои храните, чтобы следовать им. И храните Мои законы и Мои постановления, выполняя которые человек живет.»[4].

Раши, да будет благословенна память о нем, толковал этот стих: «Подчеркнуто, что следует хранить и выполнять законы, и хранить и выполнять постановления…». Чтобы понять, о чем идет речь, приведем сначала слова Мидраша[5]: «Шма Исраэль». Почему Моше решил именно в тот момент сказать им «Шма Исраэль»? Сказали мудрецы: это похоже на то, как царь женился на знатной особе, и подарил ей два драгоценных камня. Один камень пропал. Сказал ей царь: «Один ты потеряла, храни хотя бы другой». Так и Всевышний как бы «женился» на народе Израиля, подарив им две короны: «будем выполнять» и «будем слушать». Когда евреи сделали золотого тельца, они потеряли корону «будем выполнять». Поэтому Моше предостерегает их: Вы потеряли «будем выполнять», храните же «будем слушать!» Это и есть «Шма Исраэль». Теперь разъясним все это:

Притча.

Когда один человек предостерегает другого, то тот другой, если принимает предостережение, может ответить ему двумя способами: он может сказать: «Я послушаюсь тебя», а может сказать: «Я выполню сказанное тобой». Разница между этими двумя ответами в том, что если предостерегающий хозяин, а предостерегаемый — его работник, то он должен сказать: «Я послушаюсь тебя», ведь в выполнении предостережения ему самому нет пользы, он выполняет его потому, что обязан слушаться хозяина (конечно, и работник может ответить: «Я выполню сказанное тобой», но здесь речь идет о тонкостях языка — прим.). Но если это, например, предостережение врача больному: «Делай так и так, и выздоровеешь», то правильным ответом будет: «Я выполню сказанное тобой». Ведь если бы больному было известно, что именно так он вылечится, то он сделал бы это и без предупреждения врача. В этом случае не подходит сказать: «Я послушаюсь тебя», ведь больной не принимает лекарство только ради того, чтобы слушаться врача.

Так и еврейский народ. Во время дарования Торы он был очищен, как очищенное от примесей золото или серебро. Каждый еврей достиг духовного уровня пророчества, как сказано: «Лицом к лицу говорил с вами Б-г»[6]. Они постигли глубины своей души и таким образом могли самостоятельно, собственным умом понимать все, что содержится в Торе (Возможно как Авраам, который постиг духовные корни заповедей и стал их исполнять в физическом мире, без того, что Б-г ему приказал — прим.), как говорится в пасхальной Агаде: «Если бы приблизил (Б-г) нас к горе Синай, но не даровал бы нам Торы, этого было бы достаточно». Сказали мудрецы[7]: «Евреи, которые стояли у горы Синай, полностью очистились духовно» (с них сошла та духовная нечистота, которую внес первородный змей в Хаву, а затем в первого человека — прим.). Поэтому евреи провозгласили: «Будем выполнять, и будем слушать». Они говорили сначала о выполнении, как больной врачу в вышеприведенной притче. Но потом они сказали: «будем слушать», так как были полностью преданы Всевышнему, и хотя они своим умом понимали суть всего сказанного в Торе, и необходимость исполнения, они выполняли это только чтобы слушаться Б-га — из страха перед Ним. Но после греха с золотым тельцом, духовная нечистота снова вернулась к ним, и они перестали понимать, в чем необходимость Торы, так как не могли больше постигать духовные корни души. Они больше не осознавали, что выполнение заповедей необходимо для ее поддержания и роста. Это и сказал евреям Моше: Вы потеряли «будем выполнять» — вы потеряли великую силу выполнять благодаря собственному пониманию. Поэтому храните хотя бы «будем слушать», ведь понятно, что повеления Господина необходимо выполнять».

Сейчас пойми разницу между законами (хуким) и постановлениями (мишпатим). Законы — это те заповеди, смысл которых не поддается нашему обычному пониманию, поэтому о них больше подходит сказать: «будем слушать» — поскольку так велит наш Господин. А постановления, — это те заповеди, смысл которых нам доступен, и которые человек в состоянии постановить сам. Здесь больше подходит сказать: «будем выполнять». Это видно и из самих стихов Торы. Сказано: «Постановления Мои выполняйте, и законы Мои храните». А затем: «И храните Мои законы и Мои постановления…». И слова Раши прекрасно сюда вписываются, ведь на самом деле, и постановления человек должен выполнять не потому, что умом понимает, что это необходимо, а потому, что Б-г ему велел. А что касается законов — мы должны понимать, что они нам во благо, даже если мы не можем понять их логику.


[1] Ваикра 16:34

[2] Теилим 49:6

[3] Авода Зара 18а

[4] Ваикра 18:3-5

[5] Мидраш Дварим Раба 3

[6] Дварим 5:4

[7] Йевамот 103

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»