Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все, что происходит с человеком в этом мире, богатство, здоровье и обратное этому,дается сообразно с его прилеплением к изучению Торы

О позиции Рамбама

Как мы объяснили, Рамбам многократно подчеркивает, что приобретение будущего мира соответствует постижению человека Творца и Его воли. И на первый взгляд, можно спросить, в чем вина того, кто пребывал в муках… и не мог заниматься мудростью, или умершего после недолгой жизни и не достиг предела познания. Ведь мудрецы же сказали: как занимающийся много, так и то, кто занимался мало, но лишь тот, кто держит в мыслях волю Бога, ведь Бог просит сердце.

Слова Рамбама здесь, касающиеся воздаяния в этом мире, отвечают на приведенный вопрос и являются дополнением к его позиции. Рамбам здесь поясняет, что в этом состоит обетование Торы за ее исполнение, «слова завета», и это предел индивидуального попечения. Все, что происходит с человеком в этом мире, богатство, здоровье и т.д., и обратное этому, все дается сообразно с его прилеплением к изучению Торы. Творец, благословен Он, дарует человеку инструменты для изучения Торы и исполнения ее заповедей, сообразно к уровню прилепления человека к ней.

И более того, сообразно с волей человека посредством этого прилипления он достигнет пределов совершенства: «Если служили вы Господу в радости, если хранили путь Его, дарует Он вам эти благословения и отдалит проклятия, чтобы были вы свободными набираться мудрости в Торе и заниматься ею, чтобы удостоились вы жизни будущего века. И будет тебе благо в мире, который полностью благ и продлились дни твои в мире, который полностью долог. Итак, удостоитесь двух миров, хорошей жизни в этом мире, приводящей к жизни в будущем мире». Радость есть свидетельство стремления и прилипления. И действительно, Бог желает сердца: «Бог желает сердца», «И тот, кто изучает много, и тот, кто изучает мало, лишь бы направлял свое сердце к небесам». И даже если умер во младости лети не смог достичь в реальности пределов постижения Творца — удостоится прилепиться в вечной жизни ко Дню, который полностью долог. И даже если претерпевал муки и не мог заниматься Торой в совершенстве, но стремился к этому и всё удовольствие в этом мире видел в Торе и в её заповедях — удостоится будущего мира сообразно с высотой своего стремления и истинного прилипления к Торе.

Обетования Торы всему Израилю и отдельным людям

По-простому — формулировки стихов об этих обетованиях, относятся ко всему Израилю как к народу. И когда они исполняют своё предназначение и приобретают качества «народ твой — все праведники», то всё творение является их инструментом для служения Творцу. Такая идеальная ситуация — была во времена Моше-рабейну и царя Шломо. И мы ожидаем реализации этого совершенства в Дни Мессии:

«И к тому вожделел весь Израиль, и пророки, и мудрецы Дней Мессии, чтобы оставили их в покое царства, которые не дают им заниматься Торой и заповедями как подобает. И смогут найти отдохновение и приумножить мудрость. Чтобы удостоиться жизни будущего века. Потому что в те Дни умножится знание и мудрость и истина, как сказано: “Ибо исполнится земля знанием Господа”, и сказано: и не станут учить один другого», и сказано: «И заберу у вас сердце каменное из плоти вашей», потому что от Царь, который восстанет из семени Давида — мудрецом будет, более, чем Шломо и пророком будет, близким к Моше-рабейну. И потому, станет учить весь народ и укажет им путь Господень. И придут все народы, услышав о нём, как сказано: «И будет в конце дней, стоять будет гора храма Господня, в вершинах гор» и предел всей награды и заключительного блага у которого нет конца и изъяна, и это — жизнь будущего века однако Дни Мессии — есть этот мир, и происходит как обычно, кроме того, что царство вернется Израилю. И уже сказали древние мудрецы: нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме того, что не будет порабощения царствами.

Однако, по-простому — понимание вышеприведенных слов Рамбама и в соответствии с его мнением, в теме индивидуального надзора над праведником прилеплённым к Творцу — следует отнести эти обетования так же и к отдельному человеку в Израиле.

Приведём здесь принцип, сформулированный Рамбамом в вопросе особого руководства Израилем и приведём слова Рамбана, который говорил об этом подробно:

«И потому сказали: “Нет успешного сочетания звезд для Израиля”, т.е. что их успех и неудача — происходит не по естественным причинам и не в соответствии с обычаями реальности, но зависит от служения и от бунта» (Рамбам «Послание о воскресении мёртвых»). «Зависит от служения и бунта» — речь идёт о руководстве индивидуального надзора, а не о пределе воздаяния за служение и бунт.

Слова Рамбана

Подобно Рамбаму, который определил благодеяния, оказываемые за исполнение заповедей не как воздаяние, но как индивидуальный надзор. Объясняет Рамбан, что идея благодеяния, в этом мире, за исполнение заповедей, есть чудо: «Ибо благо придёт к человеку, в качестве награды за исполнение заповедей и беда, в качестве наказания за грех, лишь посредством чуда. Ведь, если будет оставлен человек своей природе и удаче — дела его ничего не добавят и не убавят в его состоянии, но награда за всю Тору и наказание за неисполнение в этом мире, всё это — суть сокрытые чудеса, могущие показаться видящим их как обычаи мира, но в действительности — они суть наказание и награда человеку. И потому, так подробно описывает Тора обетования в этом мире и не изъясняет обетование душе в мире душ потому что это знамения — противоположные естеству, а существование души и её единство с Богом — есть вещь соответствующая её природе, ибо она вернется к Богу, который дал её» (комментарий на Шемот 6:2)

«Однако, награда за всю Тору и наказание за её неисполнение в этом мире — всё это сокрытые чудеса», награда за всю Тору — является сутью руководства посредством скрытых чудес. Эта высота надзора, превосходящая обычаи природы. Здесь нет частной награды или наказания за дела заповедей или за грехи (если только это не было сказано в Торе явно). Это общее руководство над всеми, кто получил Тору, руководство чудесами, превосхо Нет награды за заповеди в этом мире

Как объяснили выше, Рамбам видит во всяком стремлении к награде помимо самого исполнения Торы и заповедей изъян «служения не во имя служения», потому что награда за исполнение заповедей — есть само исполнение заповеди и не следует стремиться к чему-либо помимо свершения Истины — исполнения воли Творца. И отсюда проистекает естественным образом всё воздаяние, которое есть прилипление к Творцу — жизнь будущего века. Как он пишет: «Совершает Истину, потому что это Истина, а награда придёт в результате этого (законы покаяния 10:2)».

Более того, подобное воззрение, что возможно отплатить телесной монетой предел награды за исполнение заповедей свидетельствует о душевной ущербности тех, кто так думает. Ибо предел и его представление о блаженстве — является телесным, обетование будущего века — есть вечное духовное наслаждение, которого не видел глаз, и сила воображения не может представить, лишь тот совершенный, который будучи в этом мире прилиплен к разуму и душа его наслаждается постижением — способен отчасти представить себе суть этой награды и стремится к этому великому благу:

«И сколь желал Давид и вожделел жизни будущего века, как сказано: “О, если бы надеялся я видеть благо Господне в земле живых”. Уже сообщили нам древние мудрецы: что нет силы у человека познать досконально благо будущего века, и лишь сам Святой, благословен Он, знает её красоту, величие и мощь и что все блага, о которых возвещали пророки Израиля, суть лишь телесные вещи, которыми будет наслаждаться Израиль в Дни Мессии, когда вернется власть к Израилю, но блага жизни будущего века — нет у неё цены и подобия и не описывали её пророки, чтобы не убавить её совершенство в своём воображении. И об этом сказал Йешаяу: “Не видел глаз, но только Ты, Боже, что сотворишь ожидающим Его”, т.е. это благо, которого не видел глаз пророка, а видел лишь Бог и Он сделает его человеку, который ожидает Его, и сказали мудрецы: Все пророки говорили лишь о Днях Мессии, но будущий век “не видел глаз, но только Ты, Боже” (законы покаяния 8)».


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»