«И взял Моше и Аарон этих мужей, названных поименно» (1:17). Глава «Бемидбар» постоянно читается перед Шавуотом. Это происходит не случайно.
Алшейх а-кадош объясняет: Моше и главы колен должны были пересчитать весь народ Израиля. Каждый еврей должен был пожертвовать половину шекеля, которые впоследствии пересчитывались. Изначально не Всевышний, а сам Моше должен был назначить и назвать глав колен Израилевых поименно. Но лидер еврейского народа отказался делать это — среди евреев было немало мудрецов, которые могли бы обидеться: «Этого упомянули, а меня — нет». Моше не хотел возвышать одного, косвенно заставляя унижаться другого.
Именно поэтому Всевышний Сам назначил глав двенадцати колен. Этот урок учит нас важности надлежащего обращения с ближними.
Глава «Бемидбар» читается перед дарованием Торы, потому что такое отношение к людям — необходимое условие получения Торы. Двадцать четыре тысячи учеников рабби Акивы умерли из-за недостаточного уважения, оказываемого друг другу!
В Талмуде (трактат «Санхедрин») рассказывается о том, как рабби Иегуда а-Наси выступал перед учениками. В воздухе стоял запах чеснока. Р. Иегуда а-Наси сказал: «Тот, кто ел чеснок, пусть встанет и выйдет».
Рабби Хия, самый способный его ученик, встал и вышел. Вслед за ним... вышли и все остальные. Лекция сорвалась.
На следующий день сын рабби Иегуды а-Наси рабби Шимон обратился к рабби Хие с вопросом: «Зачем вы ели чеснок? Вы же знаете, что мой отец не выносит этого запаха». И тогда р. Хия признался: «Я не ел чеснока, а вышел для того, чтобы за мной последовали все остальные, и ваш отец не узнал бы, кто действительно ел чеснок». Так наши мудрецы заботились о других евреях.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ