Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие.

«Чтобы не возносилось сердце его над братьями его, и чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево»[1].

Эта заповедь относится к еврейскому царю. Царь приносит великую пользу, ведь он тот, кто заботится о сохранении и соблюдении Торы в народе, и сам тоже получает от этого великую пользу, как сказано: «Всякий, кто удостаивает других исполнения заповедей…». Кроме этой пользы, у царства есть приятная сторона — почет, величие. Царь стоит выше всех людей его царства, и все страшатся его. А поскольку он получает много блага благодаря своему статусу, то какую же он может иметь награду с Небес за то, что «служит» царем? Он будет достоин этой награды, только если почет и возвышение над другими будут ему противны и нежеланны, как ярмо. И он использует свое положение только для укрепления служения Всевышнему, выполнения заповедей.

Притча.

Бедняк пришел в дом богача. Тот накрыл ему стол, напоил и накормил досыта, но не дал ему ничего в дорогу. И хотя принято, что тот, кто кормит у себя бедняка, дает ему также что-то в дорогу, этому бедняку не следует жаловаться своим собратьям, что ничего не получил у этого богача. Ведь он хорошо ел и пил в его доме. Но если этот бедняк в тот день постился, и из вежливости к хозяину дома сидел с ним за столом, и делал вид, что ест, а хозяин ничего не дал ему с собой, то этот бедняк будет считать, что хозяин сделал ему зло, как если бы он не заплатил за работу водоносу или дровосеку. Ведь вся трапеза была для него тяжким ярмом, и по справедливости ему полагается что-нибудь получить.

Смысл этой притчи понятен. Об этом и идет речь, когда Тора говорит: «Чтобы не возносилось сердце его над братьями его…». Если царь не станет получать удовольствие от своих привилегий, то все его поведение будет считаться праведным, как выполнение одной из заповедей Торы. И это то, что сказано: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди…» — то есть, если не возгордится, то «служба» царем засчитается ему выполнением заповеди.

Приведем еще одно объяснение. Тора предписывает царю две противоположные вещи: величие и смирение. В собственных глазах царь должен быть смиренным и не возносится над другими евреями. Мы знаем, что человек должен знать, что Творец не должен ему ничего. А учим мы это от Моше, да покоится с миром. Ведь никто не сравнится с ним в праведности и величии, и тем не менее, когда он просил Всевышнего, просил дать ему это как подарок (а не в награду за заслуги) (В книге Дварим, недельная глава Ваэтханан, Раши разъясняет, что ваэтханан — означает просить безвозмездный подарок (даже если есть заслуги). Именно так просят Б-га праведники — прим.). Долги людей перед Б-гом различаются. Все зависит от того блага, которое человек получил.

Притча.

Группа торговцев поехал в Лейпциг закупить товар. Все они взяли товар в кредит, но каждый взял разное количество. Один закупил большое количество товара, и его кредит большой. Другой взял немного товара. И от того, что один возвращается домой с перегруженными телегами, а другой везет лишь немного, нет у одного преимущества перед другим, ведь оба прекрасно знают, что еще должны оплатить то, что взяли. Тот, кто взял немного, должен немного, а тот, кто взял много, должен много. Это верно, если оба люди честные, и собираются оплатить свои долги. Но если они мошенники, и не собираются больше возвращаться в Лейпциг и платить, то тогда первый торговец будет чувствовать себя удачливее другого.

Эта притча разъясняет, что не следует царю пребывать в гордыне. Он должен понимать, что раз Творец дал ему больше, чем другим, значит, он должен Ему больше, чем другие. С него спросят согласно его положению. А потому: «…чтобы не отклонялся от (соблюдения) заповеди вправо или влево». Если не станет отклоняться от заповеди, и осознает, что ему надо «оплатить» огромный долг, то не станет возноситься над другими. Если же не будет страха перед Б-гом в его сердце, и не станет желать оплатить свой долг, тогда может возгордиться.


[1] Дварим 17:20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»