Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи по темам главы Ваэтханан

Разъясним сказанное: «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния, и благочестивые Твои благословят Тебя»[1] с помощью разъяснения стиха: «Как величественны деяния Твои, Б-г, очень глубоки помыслы Твои».

Притча.

Выросло дерево высотой более 100 амот (более 50 метров) и в глубину его корни уходят тоже 100 амот. Можно разделить смотрящих на это дерево на три группы. Невежа и глупец не удивится величине дерева, так как решит, что все деревья вырастают на такую высоту. Человек, у которого есть немного ума в голове, остановится и посмотрит на необычное зрелище. Мудрый же человек сможет оценить и глубину, на которую это дерево пустило корни, и толщину этих корней, и будет поражен увиденным.

Таким был и помазанник Б-га (царь Давид). Он видел все: «Как величественны деяния Твои» — это то, что видно снаружи, невооруженным глазом. «…очень глубоки помыслы Твои» — то, что скрыто от глаз. И продолжает царь Давид (там же): «Человек невежественный не знает, и глупец (ксиль) не поймет этого» (слово ксиль созвучно слову ксалим — так в книге Ваикра[2] называются определенные части животного, покрытые и пронизанные жиром — прим.). Слово ксиль согласно толкованию мудрецов, — это человек, который может действовать умом, когда пожелает, как сказано[3]: «Это люди обладающие знаниями, но эти знания заплыли жиром». Такой человек — ксиль, не желает вдумываться и пытаться понять причину вещей и цель Творения. Он обращает внимание только на то, что видят его глаза. Поэтому и сказано про него: «и глупец (ксиль) не поймет этого» — не поймет сказанного перед этим: «.очень глубоки помыслы Твои». Но его глаза способны увидеть: «Как величественны деяния Твои.». Большинство людей могут судить о деяниях Творца из того, что видят, и потому «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния.». А «.благочестивые Твои благословят Тебя» — им не нужно наблюдать внешние проявления величия Творца, так как они познают Его величие и без них. Сказал царь Давид, что они «О славе царства Твоего говорить будут, и о мощи Твоей расскажут»[4]

Притча.

Какое различие между родителями жениха и невесты и гостями, приглашенными на свадьбу? Родители радуются тому, что удостоились женить своих детей, и эта радость является причиной праздничной трапезы. Но гости изначально не испытывают особой радости, им требуется сначала поесть вкусной еды и выпить вина, чтобы повеселеть.

Смысл этой притчи в том, что благочестивые люди пребывают в радости от любви к Всевышнему, и не нуждаются в рассказах о Его величии и могуществе, чтобы пробудит эту любовь. Наоборот, эта радость приводит к тому, что они рассказывают о величии Творца, чтобы восхвалять Его. Ведь не могут же они восхвалять Его молча. Об этом и сказано: «О славе царства Твоего говорить будут…» — из радости, а потому — и продолжает стих: «и о мощи Твоей расскажут». Если они захотят рассказать другим о величии Б-га и научить их Его могуществу, то сначала должны говорить о могуществе, и тогда люди проникнутся величием Б-га: «Возвещать людям мощь Его и славу великолепия царства Его»[5]. И это то, что сказано раньше: «Из поколения в поколение восхвалять будут деяния Твои»[6], а потом: «и о мощи Твоей расскажут». Но я (царь Давид — прим.) поступаю не так. Сначала: «О великолепии славы и величия Твоего.», а потом: «о чудесных деяниях Твоих расскажу»[7] — сверху вниз (то есть, в своей мудрости и праведности царь Давид постиг, что корень всего происходящего в мире — желание Творца. А потом он говорил о том, что все поисходящее в мире раскрывает Царя — прим.). Но осталась часть людей в мире, путь подъема которых по ступеням мудрости — снизу вверх (то есть, через видимые события нашего мира постичь, что нет в нем случайности, а все делается с ведома Б-га. Через это они поднимаются и постигают, что у всего в мире один источник — воля Творца — прим.), а потому сначала требуется: «Возвещать людям мощь Его.», а уже потом: «и славу великолепия царства Его». Затем царь Давид привел обобщение мощи Б-га: «Царство Твое — царство вечное. Поддерживает Б-г всех упавших»[8].


[1] Теилим 92:7

[2] Ваикра 3:4

[3] Шабат 31

[4] Теилим 145:11

[5] Теилим 145:12

[6] Теилим 145:4

[7] Теилим 145:5

[8] Теилим 145:13-14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»