Темы: Сионизм, Армия, Хеврон, Благодарность, Хасиды, Рассказы, Батшева Эскин
Есть евреи, которые годами живут в Израиле, но ни разу не были в Меарат а-Махпела — в Пещере Праотцов. На вопросы: почему? как же так? ведь Хеврон — это одно из самых святых мест на Земле! — они отвечают разное. Например, что Хеврон — это арабский город. Или что у них нет машины с бронированными стеклами. Или что молитву возле Стены Плача Б-г слышит не хуже, чем молитву над могилами Авраама, Ицхака, Якова и их жен. Все эти ответы ведут фактически к одному: в Хеврон ездить опасно.
Действительно, приезжая в Хеврон, каждый чувствует, что опасность совсем близко. Иначе зачем здесь такое количество вооруженных солдат, которые прячутся в пуленепробиваемых будках? И почему даже маленькие ученики местной арабской школы смотрят на людей в кипах с таким вызовом?
Только вблизи Меарат а-Махпела ощущение угрозы уходит, и святость, Шхина, Б-жественное присутствие, окутывает каждого, кто готов к ее восприятию. Ради этого сюда приезжают евреи со всего мира. Даже те, кто работает здесь: гидами или продавцами сувениров — всё равно едут за святостью, а не за заработком.
Меир работает гидом. Закончив экскурсию по еврейским кварталам Хеврона, он обычно приводят свои группы в центр Гутник, где днем можно пообедать — но не только. Здесь можно также приобрести купон на кусок пиццы и отдать его тем молоденьким солдатам, которые и в страшную летнюю жару, и под зимним ливнем в тяжелых бронежилетах и касках несут здесь свою службу, рискуя жизнью.
Меир рассказал своим туристам о возможности оплатить «пиццу для солдата», сам купил такой купон и уже собирался выходить, как увидел семью сатмарских хасидов, которые как раз доедали свой обед. На их столике лежал даже не один, а целых три купона. Сатмарские хасиды, самые большие антисионисты, — и вдруг покупают пиццу для израильских солдат?
— Шалом алейхем! — сказал Меир, проходя мимо хасидов.
— Алейхем а-шолем! — улыбнулся глава семейства, а заметив на шее Меира карточку с сертификатом гида, — сказал:
— У нас был экскурсовод, но он не рассказал нам. Может быть, вы знаете — сколько евреев сейчас живет в Хевроне?
Меир ответил на этот вопрос, потом еще на один вопрос. Но его самого разбирало любопытство: что здесь делают эти «враги Израиля»?
— Я слышу, вы из Соединенных Штатов? — наконец решился Меир. —Из какого города?
— Мы из Монро.
— Я предполагаю, что вы Сатмарские Хасиды?..
— Да! — Мужчина с гордостью слегка наклонил голову.
— Я заметил, что вы купили три купона на пиццу для солдат. Означает ли это, что вы поддерживаете Израильскую Армию и ее солдат?
Тут хасид внезапно посерьезнел и сказал:
— Вы правы, но в данный момент и в этом месте наши идеологические разногласия не важны. Одно дело то, что я думаю об Израильской Армии, а другое дело — это мое отношение к этим парням. То, что я купил купоны для солдат, не имеет ничего общего с идеологией и не означает моего одобрения. Мы тут едим, разговариваем, ходим по улицам, а эти ребята защищают нас. Если бы не они и не их готовность рисковать каждый день жизнью — разве могли бы мы приезжать в это святое место, на могилу праотцов? Что на самом деле имеет значение для меня — как для хасида и вообще для еврея — так это иметь акарат-а-тов, чувство благодарности за то, что они делают для нас.
Если бы наш Ребе был здесь, он бы скупил вообще все купоны. Ведь акарат-а-тов не делает различий между штраймелом и армейской каской. Это самое малое, что я могу сделать для этих храбрых евреев, которые защищают нас.
С этими словами хасид встал и сказал:
— Я вижу, вы тоже купили купон. Пойдемте, отдадим их ребятам вместе.
Они вышли из кафе и тут же увидели группу солдат. Хасид подошел к ним и передал купон одному из них со словами благодарности на иврите: «Яшар коах, тода раба!» А солдат посмотрел на хасида и неожиданно ответил на идише: «А'данк!»
Был ли этот солдат выходцем из хасидской семьи или просто выучил на идише несколько слов? Разве это важно? Важно, что напротив Пещеры Праотцов в древнейшем израильском городе Хеврон стояли три еврея: один в каске, один в кипе и один в штраймеле. В ту минуту они были словно три брата, разлученные в младенчестве и наконец воссоединившиеся в родительском доме.
Мужчины стояли и улыбались друг другу, объединенные внезапно нахлынувшим на них чувством любви и братства. В этот короткий миг их не разделяли ни политика, ни идеология, ни взгляды на религию. Этот миг был рожден выражением признательности за добро, акарат-а-тов — тем самым качеством, которое заложено в самом названии иудейского народа. Еврей из Монро, еврей из Беэр-Шевы, еврей из Ташкента — все мы йеhудим, иудеи.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»