Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кто понимается под «лгуном» и что такое «сборище лгунов»

Объяснение понятия «сборище лгунов». Положение об этих сборищах делится на девять частей.

178. Часть первая; обманщик, который оставил Тору и причиняет вред и ущерб своими словами, как тот, кто отрицает, что ему дали заклад на хранение или [тот, кто отказывается уплатить] долг или [заработную плату] наемнику, как сказано (Ваикра 19; 11): «Не лгите и не обманывайте друг друга». А также тот, кто лжесвидетельствует. И сказано (Шмот 20; 13): «Не лжесвидетельствуй». В эту часть входят все обманы и мошенничества в торговле и в компаньонстве. И сказано (Ваикра 25; 14): «Не обманывайте друг друга». И сказано (Теилим 55;12): «И не сходит с площади города обман и ложь». Такой называется «человек лжи» и негодяй. Он несет тяжкий грех среди сборищ злодеев, как мы уведомили в разделе о страхе преступления. А отличительным свойством такого обманщика является то, что он подмигивает и шевелит пальцами, как будто что-то давит или катает между пальцами, как сказано (Мишлей 6; 12-13): «Человек негодный, человек лживый <…> подмигивает <…> делает знаки пальцами».

179. Часть вторая; это такие, кто лжет, но от самой лжи нет вреда и убытка никому. Но существует возможность, что это окажется причиной вреда и зла. Например, как тот, кто обманывает другого и заставляет поверить, что он любит его и является его верным другом. Этим он хочет добиться, чтобы тот положился на него, и тем войти в доверие, а тогда ему можно будет причинить зло. Как сказано (Ирмия 9;7): «Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем готовят ему засаду». И сказано далее: «За это ли не накажу Я их, — говорит Всевышний, — и такому ли народу не отомщу Я?».

Эти две категории получают наказание за ложь и за вред, который во лжи содержится. Потому что ложь, кроме содержащегося в ней вреда, сама по себе мерзка пред Всевышним, как сказано (Мишлей 12;22): «Мерзки пред Всевышним уста лживые». И сказано (там же 6; 16): «Вот шесть, что ненавидит Всевышний, <…> глаза высокомерные, язык лживый»; и сказано (там же 8; 13): «И лживые уста ненавижу Я». И сказано (Иов 15; 16): «Мерзок и грязен человек, пьющий несправедливость [ложь], как воду».

180. Часть третья; кто хитрит и обманывает, чтобы лишить кого-либо выгоды и забрать ее себе. Он не отнимает у человека принадлежащую ему вещь и не заставляет его продать ее, — но он зарится на то, что другой человек, возможно, заработает, и старается обманом забрать все себе. Или обманом приводит к тому, чтобы дали ему отступные. И в основном, наказание следует за ложь. Но наказание за ложь усиливается, если эта ложь причиняет вред другим людям. Хотя, в основном, наказание не за вред, потому что лжец не повредил ничего, принадлежащего другому.

Сказали мудрецы, что обманщик, обманывая, как бы поклоняется идолам, как сказано (Берешит 27; 12): «Вдруг отец мой ощупает меня, и я буду в его глазах обманщиком». И сказано об идолопоклонстве (Ирмия 10; 15): «Они — тщета, плод заблуждения». И так выразились мудрецы, — «как будто поклоняются идолам». Они привели этот пример, потому что обманщик и идолопоклонник сходны в том, что оба прикрываются ложью и обращаются за помощью к обману.

181. Часть четвертая; тот, кто лжет и, рассказывая о том, что слышал, умышленно искажает правду. Нет ему никакой выгоды от этой лжи, и нет никакого вреда другим людям. А поступает он так из любви ко лжи. Иногда же просто выдумывает всю историю. Наказание такому человеку легче, поскольку никому нет вреда от его лжи и глупости. Но наказание ему все же очень велико за его наглость и любовь ко лжи, и преступление его тяжко, ибо он любит ложь без пользы и смысла. И сказал Шломо (Мишлей 6; 19): «Лжесвидетель, испускающий ложь». Это значит, что если ты видишь человека, испускающего ложь в разговоре и в своих рассказах, — знай, что это свойство приведет его к ложному свидетельству на брата своего и клевете на него, потому что он полюбил ложь.

Эта часть дозволена, дабы исполнить заповеди и ради миротворчества и желания добра, и сказали, что можно расхваливать невесту перед женихом и говорить, что она красива и мила, хотя это и не совсем так. И сказали, что можно говорить неправду ради мира, как сказано (Берешит 50; 16): «Отец твой завещал перед смертью своей, говоря: так скажите Йосефу: прости, молю, вину братьев твоих».

А есть люди, которые нечаянно меняют некоторые подробности, о которых слышали, потому что не приложили усилий выяснить точно в тот час, когда услышали. Это тоже дурное свойство. И сказал Шломо (Мишлей 21;28): «Человек слушающий будет говорить всегда». То есть прилагающий усилия, чтобы точно услышать и выслушать досконально то, что ему рассказывают, чтобы затем правильно пересказать и чтобы нечаянно не соврать, — он будет говорить всегда, потому что людям нравится слушать его, и они никогда не скажут ему «перестань!».

182. Часть пятая; тот, кто говорит, что сделает одолжение или даст подарок. И в то же время говорит себе: «не дам!». И сказано (Теилим 34; 14): «Стереги язык свой от зла и уста свои от лживых слов». И объяснили мудрецы: это значит, что не следует говорить устами одно, а в сердце своем другое. И еще сказали: «Если человек пообещал, но не исполнил, — невозможно назвать его неверным, кроме того случая, когда он говорит одно, а думает другое».

183. Часть шестая; тот, кто обещает сделать одолжение, а потом отказывается от своих слов. Ибо, пообещав, он обнадежил человека, — в таком случае не следует нарушать обещание, потому что это похоже на обман. Такой подобен нарушающему союз, как сказано (Цфания 3; 13): «Оставшиеся из Исраэля не сделают несправедливости, и не солгут, и не будут обманывать». А также тот, кто, не произнося ничего подобного обещанию, обещает другому подарить небольшой подарок. И сказали мудрецы, что в этом состоит неверность, потому что тот, кому обещано, уверен в этом и полагается на обещавшего, поскольку обещан-то подарок небольшой.

А если тот, — кому обещано, бедняк, хотя подарок — большая сумма, не исполнить обещание — великое зло, потому что этими словами он принял на себя обет. И сказано (Бамидбар 30;3): «Не нарушай слова своего».

А также тот, кто похвалится перед обществом, что даст кому-либо подарок; тем самым он хвалится своей щедростью, — это как обещание, и не следует отказываться от своих слов после того, как уже получил почести и хвалился этим. Как сказано (Мишлей 25; 14): «Тучи и ветер, а дождя нет — человек, который хвастается, что подарит, и не дает». Появляются признаки дождя, а дождя нет, и люди сожалеют. Так же обстоит дело с человеком, который хвалится что подарит, но не дает. То, что он этим хвалится, и есть признаки подарка. И тот, кому подарок был обещан, сожалеет, что его надежды не сбылись.

184. Часть седьмая; тот, кто вводит другого в заблуждение, говоря, что оказал ему благо или хорошо говорил о нем, но не делал этого. Сказали мудрецы, что нельзя «красть чужое мнение». И вот мудрецы полагают, что это преступление серьезнее, чем грабеж, поскольку лживые уста во многом виновны. И мы обязаны следовать истине, потому что это одна из основ души.

185. Часть восьмая; тот, кто хвалится достоинствами, которых у него нет. Сказал Шломо (Мишлей 17;7): «Неприличны презренному лишние речи, тем более щедрому — язык лживый». То есть презренному (наваль) не следует гордиться и превозносить себя достоинствами своего происхождения [а речь идет именно об этом, потому что выше сказано (там же 17;6): «А слава детей — отцы их»]. А также не следует щедрому хвалиться и говорить, что я, мол, сделал и потратил, и раздал, — если так не поступал. И мерзко так поступать любому человеку, а тем более щедрому. Этим он принижает прежде совершенные щедрые поступки. Потому что хвалился тем, что не совершил. А это свидетельствует, что, когда был щедр, думал только о почете и славе. И сказали мудрецы: «Чествуют знающего два трактата [масехет], а он на самом деле знает только один, — он должен сказать, что знает только один трактат». Тем более, нельзя обманывать и хвалиться, говоря, я знаю больше, чем два трактата.

186. Часть девятая; те, кто не выдумывает, когда рассказывает о том, что слышал, или о том, что произошло. Но они меняют некоторые детали дела. Это никому не вредит, но они немного наслаждаются своей ложью, хотя не имеют от этого никакой выгоды. И сказали мудрецы, что и это запрещено, как сказано (Ирмия 9;4): «Научили язык свой лгать». Но наказание им не такое, как тем, кто лжет попусту, о которых шла речь в четвертой части.

Все это составные части сборища лгунов. Таким образом, мы изложили тебе основы, узнав которые станешь ты человеком правдивым, и знай же, что это основы души.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»