Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разница между умным, обладающим знаниями, и умным — сообразительным и смекалистым

«И послал, и позвал всех мудрецов … но не было никого, кто истолковал бы их фараону»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Были те, кто пытались истолковать фараону его сны, но он не принял ни одного толкования. Вот как толковали его сны: “Семь тучных коров означают, что у тебя родится семь дочерей; семь налитых колосьев означают, что ты захватишь семь государств” и т.д. Про это сказано: “Неразумный искал мудрость в сердце своем (когда была необходимость — прим.), и не нашел.”[3] — это мудрецы и колдуны фараона, — “… а смышленому она далась легко” — это Йосеф».

Надо понять, что хотели сказать этим мудрецы. Ведь Тора назвала советников фараона мудрецами, а Мидраш приводит о них стих, говорящий, что они глупцы. Приведем для этого притчу.

Притча.

У одного великого царя был единственный, не очень умный и изнеженный сын. Однажды царь задумался: «Когда-нибудь мой сын сядет на трон вместо меня, но у него нет для этого ни мудрости, ни знаний», и решил отправить его учиться. Принц провел в академии несколько лет и многому научился. Тогда он послал отцу письмо, в котором просил забрать его домой, так как он уже обладает достаточными знаниями. Царь послал за ним самых высокопоставленных министров, и те привезли принца домой. На радостях царь устроил огромный пир, и когда гости немного выпили, один из министров решил проверить, чему научился принц, и набрался ли он мудрости. Министр взял кольцо, положил в ладонь и сжал руку в кулак. Затем он попросил принца угадать, что у него в руке. Принц подумал и заявил, что в руке у министра круглый предмет, с дыркой в середине. Министр был поражен, и сказал: «Вы правы, но можете ли Вы назвать этот предмет?» Принц ответил: «Полученные мной знания дают мне возможность понять, круглый ли предмет у тебя в руке или квадратный, целый или с дырой. Но они не дают возможности определить, какой именно это предмет!» Министр возразил: «Но все-таки можно довольно легко догадаться, что это!» Принц призадумался и сказал: «Круглый предмет с дырой посередине, это, наверное, жернов!» Этим своим ответом принц доказал, что он хотя и набрался знаний, но не поумнел. Он не приобрел умения делать выводы самостоятельно, а только научился применять правила, а сам остался глупым. Ведь умный человек это тот, кто обладает врожденными умственными способностями, приобретенных знаний недостаточно. (Притча намекает, что есть умный, обладающий знаниями и умеющий эти знания использовать, — это колдуны фараона. А есть умный — сообразительный и смекалистый, таких людей не много, — это Йосеф — прим.)

Смысл этой притчи в том, что мудрецы фараона умели толковать сны согласно выученному — что означает во сне то-то, а что означает то-то. Но, как в вышеприведенной притче, они знали только общие правила: семь тучных коров означают семь хороших вещей, и так же семь полных колосьев. А тощие коровы, наоборот, означают семь плохих вещей, и т.д. Их толкование, что семь колосьев намекают на семь государств, было их личным выводом. Но они должны были хорошенько взвесить и понять, на какую хорошую вещь указывают семь тучных коров и семь полных колосьев. Наиболее логично было предположить, что они указывают на хороший урожай и изобилие. Раши, да будет благословенна память о нем, писал, что в годы изобилия все творения хорошо выглядят. Египетские мудрецы не смогли сделать правильный вывод на основе имевшихся у них знаний. Это и имеет в виду Мидраш: «Неразумный искал мудрость, и не нашел…» — это мудрецы фараона, — «… а смышленому она далась легко» — это Йосеф.


 

[1] Берешит 41:8

[2] Мидраш Берешит Раба 89:6

[3] Мишлей 14:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»