Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Аазину, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Оплот, создавший тебя, позабыл ты, и забыл Б-га, сотворившего тебя»[1].
Притча.
Реувен взял в долг у Шимона некую сумму. Он обратился к Леви и попросил у него совета, как избавиться от заимодавца, который требует вернуть долг. Леви посоветовал Реувену прикинуться сумасшедшим: «Когда Шимон придет к тебе, начни щебетать, свистеть и плясать». Реувен так и поступил, и когда Шимон увидел, что он невменяем, оставил его в покое. Затем Реувен попросил и Леви одолжить ему денег на несколько дней. Когда пришло время возврата долга, Леви пришел к нему, а он стал прикидываться сумасшедшим так же, как когда пришел Шимон. Тогда Леви ударил его дважды своей тростью: «Негодяй! Ведь это я дал тебе этот совет, и дал я его не для того, чтобы ты использовал его против меня!»
Смысл этой притчи в том, что известна польза забывчивости, которой наделил Б-г человека. Ведь если бы забывчивость не была в природе человека, он бы не женился, не строил бы дом, и как сказал Рамбам[2]: «Если бы не группа сумасшедших, мир был бы разрушен» (сумасшедший — у него есть все, но он не ест и не пьет, и строит новый завод, и в итоге у людей есть работа — прим.). Человек же использует этот подарок против его Дарителя: забывает о Б-ге, и нет большей нечестивости, чем это. И это то, о чем сказано: «Оплот, создавший тебя, позабыл ты…» — Б-г создал в тебе забывчивость для твоей пользы, чтобы ты забывал о некоторых вещах, а ты воспользовался этим «.и забыл Б-га, сотворившего тебя» (то есть, забывчивость дает человеку возможность заниматься мирскими делами и забывать о духовным вещах, но иногда это переходит границу разумного, и человек забывает, кто его создал и для чего — прим.).
«И сказал им (Моше): Обратите внимание на все слова, которыми я свидетельствую вам сегодня. Ведь это не пустая вещь для вас, ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.»[3].
Разъясним сказанное: «Ведь это не пустая вещь для вас».
Притча. Это похоже на то, как человеку, который занимается делом, которое ему не нравится, говорят, чтобы он полюбил его: «Ты тоже с этого что-нибудь получишь». А потом дают еще большие обещания: «…ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.».
[1] Дварим 32:18
[2] предисловие к Пируш Мишнайот
[3] Дварим 32:46-47
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»