Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейская традиция говорит: особенность земли Израиля не только в семи видах плодов, которые насыщают тела, но и в том, что эта земля насыщает души — наполняет их чистотой, праведностью и справедливостью

«И будет, когда придешь ты в землю… И возьмешь первые от каждых плодов. и придешь к коэну… и скажешь ему: “Говорю я сегодня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам”»[1].

Чтобы разъяснить это, вспомним то, что сказал Б-г Моше: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда»[2]. Следует разъяснить эти слова. Какое утеше­ние мог получить Моше в том, что увидел землю Израиля? Наоборот, ему должно было быть еще горше!

Но знай, что еврейская традиция говорит, что как особенность земли Израиля в семи видах плодов, которые она дает, и которые насыщают тела, так особенность земли Израиля в том, что она насыщает души — наполняет их чистотой, праведностью и справедливостью. Воздух зем­ли Израиля наполняет мудростью, святостью и дает искупление. Об этом и говорит Тора: «Ведь всю землю, которую ты видишь, от­дам тебе»[3] — речь идет о видении ума, о духовном видении, как, на­пример: «А сердце мое видело много мудрости и знания»[4]. То есть, основа хвалы земли Израиля не в том, что ты будешь есть и пить от ее плодов, но будешь видеть, в чем ее благо, и ощутишь все ее духов­ные особенности. И возможно, это то, что сказал Всевышний Яакову: «Землю, на которой ты лежишь, отдам Я тебе»[5]. Мудрецы учили из этого, что Всевышний сложил всю землю под ним. Получается, что если понимать это буквально, то все города и селения земли в эту ночь висели в воздухе? Но имеются в виду духовные качества зем­ли Израиля. Их Всевышний сложил воедино и поместил там, где спал Яаков. И это то, что сказано Моше: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри…»[6].

Притча.

Когда люди хвалят большой магазин известного тор­говца, они не хвалят здание, в котором он находится, а дорогой товар, который там продают. Допустим, что один человек пожелал увидеть этот магазин, но торговец поклялся, что не впустит его внутрь. Когда торговец перестанет злиться на этого человека, и захочет выполнить его просьбу, то, чтобы не нарушить клятвы, сложит образцы своего са­мого дорогого товара в один ларец, принесет тому человеку, и покажет: «Вот магазин, который ты жаждал увидеть!»

Смысл этой притчи в том, что так было и с нашим учителем Моше. Он жаждал ощутить и увидеть духовные силы земли Израиля. Сказал ему Всевышний: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри.» — наполни душу свою духовными качествами земли Израиля, и больше тебе ничего не надо. Поэтому действительно в словах: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда» есть утешение Моше — больше этого ему и не требуется. Поскольку колено Леви является избранным из всех колен, ведь именно их Б-г выбрал для служения Ему, то им полагается наследовать больше всех. О них сказано: «Счастлив тот, кого Ты вы­брал и приблизил. Будет обитать он во дворах Твоих, насы­щаться будет лучшим дома Твоего, святым Твоего дворца»[7]. Поэтому первые плоды следует приносить коэну, из колена Леви. И это подобно тому, как арендатор обрабатывает землю помещика. Когда он видит первые плоды инжира или винограда, тут же принесет в краси­вом чистом сосуде хозяину. Таким же образом Писание обязало всех жителей земли испытывать благодарность и признать ее в присутствии коэна, ведь он главный в Храме. И то, что сказано: «Говорю я сегод­ня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам.» — это как признание арендато­ром хозяина земли: все принадлежит тебе, и теперь я приношу тебе от твоих плодов. И благодаря этому у нас тоже будут плоды.


[1] Дварим 26:1-3

[2] Дварим 34:4

[3] Берешит 13:15

[4] Коэлет 1:16

[5] Берешит 28:13

[6] Дварим 3:27

[7] Теилим 65:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»