Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэтханан, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И умолял я Б-га в то время, говоря так…»[1].
Написано в Мидраше[2]: Это то, что сказано: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека, истлела как моль его приятность, как дуновение воздуха каждый человек.»[3]. Человек, — это Моше. «Истлела как моль его приятность» — то стремление войти в землю Израиля, которое было у Моше, привело к тому, что внутри у него все «истлело», как истлевает одежда, в которую забирается моль. «Приятность» — это земля Израиля. И если так произошло с праведником Моше, то тем более, что произойдет с другими творениями? Ведь их желания — пустота, дуновение воздуха. В конце их приводят на Небесный суд, но «. как дуновение воздуха человек.».
Эти слова мудрецов трудны для понимания, ведь уже сказано: «Тот, кто добавляет знание, увеличивает страдание»[4]. И еще сказано: «.и вокруг Него очень бурно»[5] (На святом языке здесь используется слово, у которого два значения: «буря» и «волос». То есть, с близких к Б-гу праведников взыскивают очень строго, за нюансы, тонкие как волос — прим.). Но следует понимать их в прямом смысле, и если не наберешься от него богобоязненности, наберешься скромности и осознания собственной ничтожности. Ведь ты поймешь, что с тебя Всевышний не взыскивает как с праведника за все, за что требуется взыскать. А это Он делает потому, что ты находишься на низком духовном уровне, ведь нет сомнения в том, что Он не наказал Моше больше, чем ему полагалось. А значит, с нас Всевышний просто не взыскивает за каждый проступок как должно.
Притча.
Один человек стал собирать долги со своих должников. Его требования отличаются в зависимости от возможностей должника. Один из них был известным бедняком, и кредитор не стал требовать от него немедленной выплаты долга. Бедняк стал хвалиться, что его оставили в покое. Тогда ему заметили: «Тебя оставили в покое только из-за твоей нищеты!»
Смысл этой притчи в том, что она как раз иллюстрирует приведенный выше Мидраш: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека» — это Моше, который получил наказание строго по закону (не больше — прим.). Как мы можем учить от наказания Моше о других творениях? Если праведник Моше получил такое тяжкое наказание за небольшой грех, то уж какого наказания заслуживают остальные люди, за которыми водятся большие и тяжкие грехи?! «Но как дуновение воздуха (пустой) человек…» — и это его спасает, ведь что можно взыскать с нищего?
«Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.»[6].
Можно разъяснить этот стих с помощью слов царя Давида: «Ведь великий, и делающий чудеса только Ты, Б-г!»[7].
Притча.
О человеке можно сказать: «Это великий человек», а можно сказать: «Этот человек мужественный, мудрый, богатый» и т.д. Но не встречается, чтобы сказали: «Этот человек велик и также мудр, богат и силен, ведь эти качества являются составляющими качества “великий”. То есть великий — это тот, кто обладает этими перечисленными качествами. Величие, — это не отдельное качество, и слово это имеет ценность только при наличии составляющих. Это как долговое письмо у человека — ценность представляет не сама бумага, а сумма долга, которая на ней указана. Так и человек. Сам по себе он прах и пепел, и величие его определяется его составляющими — теми качествами, которые он приобрел или развил. Но величие Всевышнего имеет сущность само по себе помимо Его качеств и действий. Об этом и сказано: “Ведь великий, и делающий чудеса Ты, Б-г, один” — Тебя одного можно назвать и великим и обладающим великими качествами. И разъяснял великий мудрец Пиго, да будет благословенна память о нем: “Правая рука Твоя, Б-г, полна могущества” — даже если это могущество не проявляется внешне. Поэтому и Моше говорит: “Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.” (то есть упоминает и само величие, и его составляющие).
[1] Дварим 3:23
[2] Мидраш Дварим Раба 1:2
[3] Теилим 39:12
[4] Коэлет 1:18
[5] Теилим 50:3
[6] Дварим 3:24
[7] Теилим 86:10
[8] Теилим 145:10
[9] Теилим 92:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»