Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы предупреждают, что следует покаяться, когда придут дни старости, и подумать о конце своих дней, если человек не сделал это в молодости

7. Когда придут дни старости и прибавится седин, уменьшатся и кончатся силы, согнется злое начало, — подумает человек о своем близком конце и задумается о будущем, и вернется ко Всевышнему, и Он пожалеет и помилует его. А кто не раскаивается, когда приходит старость, — удваивается его наказание, и увеличивается ненависть к нему, как сказали мудрецы: «Троих ненавидит Всевышний: бедного гордеца, богача-обманщика и старика-прелюбодея». И сказано (Ошеа 7:9): «Чужие пожирали силу его, а он и не ведал; и седина покрыла его, а он и не знал». Странно и удивительно, что человек, находясь в середине своей жизни, видит, что дни его уменьшаются и началось разрушение здания его тела, нарушается совокупность его органов, и он испытывает сухость, как сказано (Теилим 102:12): «Дни мои, как тень в сумерках, и я высох, как трава», — как же он не хочет увидеть и сердце его не может уразуметь, что едет он к месту своего вечного пребывания, едет и едет днем и ночью?

8. И многих людей не достигает свет раскаяния, потому что они праведны и чисты в собственных глазах и не собираются исправлять свои деяния, ибо возомнили, что они исправны. Но они в большой мере виноваты пред Всевышним. Ведь написано (Коэлет 7:20): «Ибо нет на земле такого праведника, творящего благо, у которого не было бы какого-либо недостатка». Но такие люди, пренебрегающие преступлениями, не чувствуют и не понимают их или узнают о своем преступлении, но потом забывают. Они подобны больному, который не чувствует свою болезнь и не думает о лечении, а болезнь становится настолько серьезной, что уж невозможно вылечиться. А иногда причина в непонимании, потому что они не стараются узнать волю Всевышнего и не желают знать пути Его, поэтому не приходят к мудрецам и их ученикам. Как сказано (Мишлей 15:12): «Не любит кощунствующий, когда его наставляют, к мудрым не пойдет».

9. Но люди прямодушные и праведные всегда оплакивают свои преступления и рыдают о том, что они недостаточно служат Всевышнему. Потому что в этом также содержится грех человека и большая вина, как и в серьезнейших преступлениях. Как сказали мудрецы, Всевышний «уступил» вину идолопоклонства, кровосмешения и вину кровопролития, но «не уступил» вину неизучения Закона. Тем более, что полны зла те, чьи мысли и дела лишь о потребностях тела и повседневной суете. Они не приобщаются тайны страха пред Всевышним, — не к лицу, мол, им, размышлять часто о Нем в глубине сердца своего. И в своих занятиях не уделяют времени изучению Закона и, поскольку они — «народ, потерявший разум», не дают себе отчета, что пребывают на самом низком уровне сознания. И сказали мудрецы (Авот 5:21): «В шестьдесят лет — старость, в семьдесят лет — седина, в восемьдесят лет — мощь, в девяносто лет — согбенность, столетний — покойник, потерянный для мира». Этим мудрецы предупреждают, что следует покаяться, когда придут дни старости, и подумать о конце своих дней, если человек не сделал это в молодости. Вот близится твое время, — оставляй потребности и вожделения тела своего и исправляй свою душу. А когда наступают дни седин, — еще больше старайся изгнать из своего сердца дела материального мира и, поскольку впереди осталось немного лет, — сокращай свои мирские занятия и постоянно раздумывай лишь о страхе пред Всевышним, чтобы дать себе отчет и исправить свои качества и стремиться к Торе и исполнению заповедей. Об этом сказано: «в девяносто лет — согбенность». «Сгибаться» — «лашуах», это также «ласуах» — «молиться», от слов (Теилим 102:1): «Изольет свою молитву» — «сихо». И «молиться в поле» — «ласуах» (Берешит 24:63), и, как объяснили мудрецы, Ицхак установил дневную молитву «минха», как сказано: «И вышел Ицхак молиться в поле». Ибо когда человек достигает девяноста лет, ему следует лишь молиться и прославлять Всевышнего, и вести речь о чудесах Его. И Шломо объясняет, что человеку и в старости не следует лениться в служении Всевышнему и говорит (Коэлет 11:6): «С утра сей семя свое и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хороши». Здесь утру уподоблены молодость и юность, а вечеру уподоблена старость. А «семя» означает назидание и поучение детям и ученикам, как сказали мудрецы: «Кто женился в молодости, пусть женится и в старости, кто в молодости учил учеников, пусть и в старости учит». Потому что дети, рожденные в дни твоей старости, может быть, преуспеют в Торе и заповедях больше и лучше, чем дети, рожденные в дни молодости. И возможно, ученики, которых выучил в дни старости, преуспеют больше учеников, выученных в дни молодости, или и те, и другие будут хороши. Далее сказано (там же 11;7): «И сладок свет, благо глазам видеть солнце», — он возвращается к обсуждению старости, которую уподобил вечеру. А поскольку старый человек не чувствует вкуса еды и питья, как сказал о себе Барзилай а-Гилад и (Шмуэль II 19;36), сказал Шломо, что старику следует наслаждаться светом солнца, — и да не будет такое отсутствие вкуса невыносимо, потому что это ощущение препятствует служению Всевышнему, и пусть нравится ему свет по сравнению с будущими днями тьмы. Как упомянуто далее (там же 11;8): «И если человек проживет много лет, пусть всегда радуется и пусть помнит о темных днях, ибо их будет много; все, что наступит, — тщета». То есть даже, если человек очень стар, пусть не будет самому себе обузой, — пусть постоянно радуется, не теряя ни одного года, и пусть не перестает служить Создателю. И пусть помнит о днях тьмы, которых будет много, — и тогда он не сможет исполнить служение, как сказано (Теилим 6;6): «На том свете кто восславит Тебя?». Но праведники и в старости борются с собой, набирают духовную мощь и с новыми силами продолжают служение Всевышнему. Как сказали мудрецы: «У ученых со старостью прибывает ума». И сказано (там же 92; 15): «Еще и в старости плодоносить будут, станут тучны и сочны».

И выше упомянуто (там же): «Праведник, как пальма, расцветет» и так далее, — потому что праведники, как саженцы, посажены в доме Всевышнего, растут с детства в домах Учения, как цветущая пальма и кедр ливанский. И так сказали мудрецы: посажены в доме Всевышнего — это маленькие дети, как написано (там же 144; 12): «Дабы были сыновья наши, как саженцы, выросшие в юности». А далее сказано, что в этом они не похожи на деревья, потому что деревья не плодоносят в старости, а праведники плодоносят в старости. И еще сказал царь Давид (там же 71;18): «И до старости, до седин не оставь меня, Всевышний, пока не возвещу силу Твою поколению, каждому, кто придет ко мне — могущество Твое».

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»