Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы.

На пятый день Творения Всевышний создал из воды всякие виды птиц: самцов и самок, чистых (кошерных) и нечистых. Вот два признака кошерности птиц: зоб и желудок, с которого можно снять оболочку. Раби Элиэзер считает признаком кошерности также лишний палец на ноге. Два вида голубей были выбраны как подходящие для жертвы всесожжения (ола). На пятый день были также созданы из воды все виды рыб, чистые и нечистые. Признаки кошерности рыб — плавники и чешуя. Те рыбы, у которых нет этих признаков, некошерны. В тот же день были сотворены все виды саранчи, чистые и нечистые. Признаки их кошерности: длинные ножки, на которых они прыгают по земле, и крылья, которые покрывают все тело. Кошерные рыбы и саранча не требуют шхиты (кошерного забоя, предписанного для скота). Но кошерную птицу можно есть, только сделав ей шхиту. Не требуется покрывать кровь тех из них, которые появились из воды, кроме птиц. Но кровь тех, которые были созданы из земли, после шхиты надо накрыть, кроме домашних животных.

Сказал раби Элиэзер: не только о воде сказано, что она наполнилась множеством живых существ. О народах мира, уподобленных воде, также сказано, что они наполнят землю, как сказано: «Гул народов донесется, как гул великих вод»[1]. Как воды наполнились живыми существами в день Творения, так в будущем земля наполнится многими народами, и они будут биться друг с другом, как сказано: «И разбиты народ народом и город городом, потому что Всевышний привел их в смятение всяким бедствием»[2]. А сразу после этого сказано о спасении народа Израиля: «А вы укрепитесь, и руки ваши не ослабнут»[3].

Все реки, пока они текут по земле, хороши, благословенны и сладки и приносят пользу миру. Но когда они впадают в море, становятся проклятыми, плохими и горькими и не приносят пользы. Так и еврейский народ: когда уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от своего Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы. Так же, как море поглощает воды рек, огонь Геинома поглощает отступников. Дожди, которые падают в море, как семя для всего, что в воде. Благодаря им происходит оплодотворение у рыб.

В пятый день недели вся вода в Египте превратилась в кровь. В пятый день наши предки вышли из Египта. В пятый день встали воды реки Иордан перед ковчегом Завета. В пятый день царь Хизкияу закрыл источники в Иерусалиме, как сказано: «А Хизкияу закрыл исток вод верхнего Гихона»[4]. На пятый день был создан из воды Левиафан. Обитель его — в нижних водах, а между его плавниками стоит основа мира. Левиафан питается всеми большими рыбами в море, а Всевышний каждый день играет с ним. Левиафан открывает рот, и большая рыба, которой пришло время быть съеденной, заплывает в рот Левиафана, а Всевышний играет с ним, как сказано: «Левиафан, которого Ты сотворил, чтобы играть с ним»[5]. Сказал раби Меир: те, кто были сотворены из земли, размножаются на земле, а те, кто появились из воды, размножаются в воде, кроме крылатых птиц, которые появились из воды, а размножаются на земле, как сказано: «А птица размножится на земле»[6]. Те, кто появились из воды, откладывают яйца, а те, кто появились из земли, — живородящие.

[1] Йешаяу 17:12.

[2] Диврей а-Ямим II 15:6.

[3] Диврей а-Ямим II 15:7.

[4] Диврей а-Ямим II 32:30.

[5] Теилим 104:26.

[6] Берешит 1:22.


Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»