Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Дарование Торы, Святость, Рав Эуд Авицедек
«Храните субботу, ибо свята она для вас» — это говорит о том, что суббота добавляет святости Израилю (Мехильта).
«Святость Израиля зависит от святости субботы» (Рабейну Йона).
«Эта святость в корне сердец сынов Израиля без всякого старания с их стороны. Это святость субботы, которая есть установленная Всевышним святость с начала сотворения мира, когда Он освятил седьмой день. Поэтому суббота есть вечный завет между Ним и сынами Израиля» (раби Цадок аКоэн).
«Берешит (В начале) — Хохмой (Мудростью)» (Таргум). «В начале — для Израиля, который называется “началом”» (Раши). «В начале — речение сотворения времени» (Виленский Гаон). «בראשית — ירא שבת» (Зоар).
«Сказал Всевышний Израилю: Поскольку вы освящены Моему Имени до того, как Я сотворил мир, будьте святы, как свят Я» (Танхума). «И весь Израиль свят, ибо мысль об Израиле была первой — в святости мысли. Ведь основа святости в том, чтобы мысль приобщалась к Всевышнему» (раби Цадок аКоэн).
«Ибо Всевышний, Тора и Израиль — одно, и потому сказали в Берешит раба, что мысль об Израиле предварила все… Начало мысли, тайна высшей воли… А воля есть начало всего, как бы полная Божественность» (Нефеш аХаим).
Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения. Их избрание — освящение — вне любых их действий, оно укоренено в воле Всевышнего. «Избрание в сущности, а не за их добые дела, поскольку не сказал, что только, когда они исполняют Его волю, Он избирает их» (Маараль). Так объясняет Бааль аИкарим: «Писание называет любовь Всевышнего к Израилю страстью, сказал: “Страстно возжелал вас Господь и избрал вас” (Дварим 7:7). Страсть — говорится о крайней любви без причины…»
«Без причины», «избрание в сущности» — это заложено в категории «головы бытия», это высшие миры, в которых нет у человека постижения логикой материального мира. Эти миры находятся в категории «дня, который весь — суббота». Потому святость Израиля — это дар: «(Суббота) — великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы тот был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это достоинство не подобает им и не предназначено для них» (Рамхаль).
***
Легко понять, что, несмотря на то, что основная святость святого народа — та, что проливается сверху, каждый индивидуум удостаивается ее в той мере, в какой он освятил себя для нее. «Относительно святости, что привлекается на нас, мы должны делать приготовление и исправление, поскольку тело есть трон для духовного и духовное пребывает на теле в зависимости от подготовки тела. Ведь природа духовного — воздействовать всегда, а материальные объекты получают от него в соответствии с их готовностью. Это подобно бьющему ключу, который всегда бьет, но наполняет свои сосуды водой тот, кто готов получить ее» (Раби Моше Кордоверо).
Основное освящение — это святость мысли. Те, кто постоянно заняты любовью Торы, и их мысль — о ней постоянно, освящаются в своей душе святостью субботы, миром мысли.
О них сказано: «Душа мудреца Торы называется царицей-субботой» (Зоар).
В субботу сыны Израиля должны соблюдать три святости: «Все тройное — со стороны святости».
Святость мысли — не думать о материальных делах, представить себе, что вся работа уже сделана, чтобы мысль была направлена только на Всевышнего и служение Ему.
Святость речи — не говорить о будничном; в книге Зоар много говорится о том, что принимающий участие в будничной беседе в субботу подобен нарушающему субботу.
Святость действия сказана прямым текстом в нескольких стихах Торы: «Шесть дней делай свою работу, а седьмой день — свят, суббота, покой для Господа». (Решит хохма).
Как мы уже говорили, наивысшая святость — это приобщенность мысли. Эта приобщенность служит троном для пребывания дополнительной души. Это высшее сочетание (зивуг) мохин (Хохмы, Бины и Даат), порождающее изобилие открытий во внутренней части Торы в этот святой день.
«Мысль есть категория души, поскольку она учит человека знанию и пониманию в святой Торе» (Нефеш аХаим).
***
«И освятил его — от слова “посвящение”, Община Израиля дана субботе в супруги» (Шла). Наивысшая святость субботы — это посвящение между Израилем и Всевышним.
Это высшее сочетание раскрылось в субботу дарования Торы. «Аллегория с царем, посвятившим в жены женщину. Сказал ей: Поскольку ты посвящена Моему имени, я — царь, а ты — царица; мой почет как твой почет, поскольку ты — моя жена». Так сказал Всевышний Моше: Иди и освяти народ, как сказано: «И освяти их сегодня и завтра». «Посвятил их Всевышний и сказал: Вы будете Мне царством священником и народом святым. Почему? Ибо свят Я, Господь. Так и вы будьте святы, ведь Я посвятил вас Своему имени» (Танхума).
И так в каждую субботу происходит это посвящение: «В субботу — вечный завет между Мной и сынами Израиля…».
Порождением этого посвящения становится дополнительная душа, которой удостаивается святой народ. Этой темой мы будем заниматься в следующем эссе.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»