Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Евреи, Муж и Жена
«Учил раби Шимон бар Йохай: “Сказала суббота перед Всевышним: Господин мира, у всех есть супруг, а у меня нет супруга. Сказал ей Всевышний: Собрание Израиля — твой супруг. И когда стоял Израиль у горы Синай, сказал им Всевышний: помните то, что Я сказал субботе: Собрание Израиля — твой супруг. Это и есть речение: “Помни день субботний, чтобы святить его”».
Следует поразмыслить об отсутствии у субботы супруга. Этот вопрос объясняет раби Цадок аКоэн: «Во всех созданиях мира есть две силы: сила составляющая и сила составленная». Всевышний — Единственный в бытии, и в Его воле возникло сотворить реальность, которая в силу своей сотворенности — уже составленная из нескольких частей, т.е. в ней есть множественность. Ведь простое единство — это только Всевышний. Чтобы множественность имела место, Всевышний заложил в каждое творение «составляющую силу» — воздействие, и «составленную силу» — получающую воздействие. Это основа ступенчатого развития всей реальности от самого возвышенного до самого нижнего и материального.
«Дело в том, что миры следуют порядку постепенного ступенчатого развития. Каждый более высокий мир есть душа, жизненная сила, сущность и свет мира, который под ним». «Ибо известно, что в порядке ступенчатого развития миров высший аспект каждого мира соединяется с нижним аспектом мира над ним… Как цепь, звенья которой связаны один с другим». Таким образом, когда ступенчато развились от Него свечения, высшие Дни — качества Его управления, от высшего до нижнего, то каждое свечение воздействовало на то, что под ним. Суббота же, которая является остановкой их всех, сказала: «У каждого есть супруг, т.е. у каждого составленного и сотворенного есть сила, которая стремится воздействовать на него. А поскольку суббота есть отдохновение и аннулирование действий, то у нее нет составителя, и потому сказала, что у каждого есть супруг — составляющая сила — а у меня нет супруга» (раби Цадок аКоэн).
Ибо так учредил Творец: страсть воздействующего к получателю воздействия, подобно тому, как воздействуемый страстно стремится к воздействующему: «Ибо желающий получить, обладающий недостатком, стремится к воздействующему… А второе — это стремление дающего к получающему, ибо дающему также невозможно без получающего, которому он дает, и ему нужен получатель» (Маараль).
«И ответил: Собрание Израиля будет твоим супругом, поскольку они получают влияние от субботнего дня». Собрание Израиля получает воздействие благословения и святости субботы. Оно является «супругом» субботы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»