Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Идолопоклонство, Имя Творца
«Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон» (Зоар). В субботу светит полное Имя, Имя Авайе, в котором нет постижения у идолопоклонников.
«Вся наша вера — в Имени Авайе, благословен Он, которое есть сущностное Имя и не указывает на действие, но лишь на Его постоянное существование и существование от Себя. Идолопоклонники же постигают только другие имена, которые лишь заимствованы от Его действий, и потому они не приобщаются к Имени Всевышнего» (Виленский Гаон). Имя Авайе — источник всех имен, ибо все они эманируются из него. Авайе — раскрытие цельной воли Творца, раскрытие Торы. Раскрытие реальности «наполняет все миры». Все эти содержания есть сущность субботы, — ведь Имя есть сущность.
Отсюда следует, что идолопоклонники не имеют отношения к субботе. «Сказано: “Только субботы Мои соблюдайте, ибо она — знак между Мной и вами на поколения ваши, знать, что Я — Господь (Авайе)” — отношение к субботе стоит в зависимости от имени Авайе. Дело в том, что в будние дни имеют власть имена-эпитеты, и в этом тайна имени Элоким, упоминаемого в рассказе о сотворении мира. А в субботу властвует Имя Авайе… Властвующие в будни получают силу только от этих эпитетов, и поэтому Всевышний говорит Израилю “знать”: тем самым народы будут знать различие между собой и Израилем — они получают влияние только от эпитетов, а Израиль — от сущностного Имени» (Оцарот Рамхаль).
Попытаемся понять глубже. Воля Всевышнего раскрывается в мироздании через Его имена, которые являются сутью Его управлений. Израиль, конечная точка воли Всевышнего в мироздании, называются «знающими Его Имя», прилепленными к самой сути Его воли. Но те люди, которые поработили себя природе, находятся под властью эгрегоров природы и оттуда черпают свою энергию. Тем самым они разделяют между силами природы, корень которых — в имени Элоким, и Единым Создателем. Выше объяснялось, что это разделение — категория греха Адама, вследствие которого тот потерял достоинство субботы. Поэтому его потомки «днем и ночью не покоятся».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»