Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Суббота, Каббала, Добро и Зло, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Качества Творца, Адам
«Этой ступени в совершенстве еще не удостоился ни один человек, кроме Адама. С момента греха Адама и до прихода истинного Избавителя не удостоится ее ни один человек на земле» (Нефеш аХаим). В этих словах раби Хаим из Воложина открывает нам вершину айсберга в постижении уровня Адама до греха. Это имеет прямое отношение к нашей теме, как мы объясним:
«Эта ступень» — это максимальное постижение ИмениАвайе, возможное для сотворенного существа, — совершенное восприятие концепции «Всевышний наполняет все миры». Данной теме, внушающей благоговейный трепет, Нефеш аХаим посвятил третью часть своей книги. Здесь мы приведем только краткие тезисы.
Есть два аспекта знания. Первое — что Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, а второе — что Бесконечный окружает все миры. Первый аспект — это взгляд «с Его стороны», другими словами, «даже после творения мира и актуализации всех миров и трансцендентных существ во всех их множественных деталях, нет никакого изменения, обновления или преграды из-за них в сущности Его простого единства. Он такой же и сейчас, каким был до сотворения мира, когда все было заполнено сущностью Бесконечного, включая то место, где сейчас находятся миры». Второй аспект — взгляд «с нашей стороны»: «Всевышний как бы ограничил Свою славу, чтобы могла существовать реальность миров, сил и созданий, созданных вновь, в различных категориях и разделенных аспектах, в разных местах — святых и чистых и, наоборот, загрязненных и нечистых; и это аспект “с нашей стороны”. Мы воспринимаем органами чувств только их существование, в таком виде, как они видимы». Первый аспект мы не имеем права исследовать и размышлять о нем, то только лишь «подступить и немедленно отойти назад», дабы зажечь сердце трепетом перед возвышенностью Всевышнего.
Эти два аспекта раскрываются в двух именах — Авайе и Элоким. «Разница между этими двумя именами — в том, что имя Элоким употребляется также по отношению к какой-либо частной силе, проистекающей от Всевышнего, а имя Авайе относится к источнику всех сил, происходящих от Него». «И как сказали мудрецы в Берешит раба, после завершения всего творения мира употребляется полное имя [АвайеЭлоким] по отношению к полному миру. Ведь имя Авайе — это источник, в котором все. И во время творения в каждом речении из Источника всего выходила сила или несколько частных сил, чтобы дать существование данному объекту. Поэтому во всем рассказе Торы о творении упоминается только имя Элоким» (Нефеш аХаим).
«Но сущностное имя Авайе указывает на категорию и аспект, как они “выглядят” с Его стороны, в соответствии со сказанным выше. [И хотя также и имя Авайе называется так со стороны Его соединения по Собственной воле с мирами, ибо на Сущность Единого Бесконечного вне Его связи с мирами не указывает никакое имя даже намеком. Тем не менее, миры аннулированы и ничтожны относительно Него со стороны этого почитаемого Имени. И оно отражает нечто подобное аспекту “с Его стороны”]. Поэтому имя Авайе называется сущностным и особым именем».
«Таков смысл стиха: “И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Авайе (Господь) есть Элоким (Бог)”… Со стороны нашего постижения, Он называется именем Элоким. А с “Его стороны” называется в аспекте имени Авайе. Но на самом деле все одно, и Авайе есть Элоким».
Данное постижение было совершенным у Адама, и в связи с ним он получил заповедь «обрабатывать его (Сад Эдена) и охранять его», повелительную и запретительную заповеди, которые являются корнем всех повелительных и запретительных заповедей. «Обрабатывать» — прилепляться к этой ступени и подниматься по ней, вплоть до отрицания и аннулирования собственной реальности — и реальности всего существующего в мироздании — по отношению к реальности Всевышнего. «И охранять» — не исследовать человеческой мудростью данные аспекты и корни отделенных сущностей — «плодов». Если бы он выдержал это испытание, то возвратил бы себя и все мироздание к Всевышнему, прилепился абсолютным образом к эманации Его святости. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
*
Имя Авайе, «источник всех имен, поскольку все они эманируются из него» — относится к аспекту «древа», а имя Элоким — к аспекту «плода», который ступенчато развивается из него. Всякий промах в вере и убеждениях, еретические воззрения и идолопоклонство заключают в себе отделение природы — корень которой в имени Элоким — от своего источника, имени Авайе. Тем самым наносится урон раскрытию Царства и господства Всевышнего.
Древо Жизни — это Тора, это раскрытие имени Авайе и остальных имен, эманируемых от него. В Древе Познания добра и зла заложено испытание — возможность отделения природы от ее Творца. Понятно, что корень обоих деревьев — один, человек согрешил, съев плод и отделив его от дерева: «Написано об Адаме: И дала также своему мужу с ней, и он ел. Слово “и он ел” рассказывает о его грехе в действии и в мысли: в действии, что он отделил плод от дерева и съел его, нарушая предостережение: “…ибо в день, когда съешь его, смертью умрешь”. Согрешил в мысли, что оторвал и сделал из ветви самостоятельное дерево. Таким образом, он испортил и уничтожил как материальные, так и мыслительный аспекты. Таким образом, слово “и поел” включает в себя порчу как в низких материях, так и в возвышенных…» (рабейну Бехайе).
*
«Сказал раби Элазар: Адам был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле”» (Хагига 12). Смысл этого высказывания: постижение его разума и уровень его пророческого дара охватывали все мироздание от начальной эманации до конца всего развития материального мира. «Сказал раби Йеуда: Адам был от одного конца мира до другого, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба”». Его постижение охватывало мироздание во всем порядке его времен и поколений, со всеми созданиями, которые были в нем.
На этом уровне пророчества и постижения разумом от него требовалось аннулировать все свое бытие и бытие всего мира по отношению к их Источнику и не создавать никакого разделения между собой и Творцом. Начав «вкушать», то есть исследовать и размышлять человеческим разумом, он не только не выполнил того, что было на него возложено, но и усилил в себе и во всем мироздании материальность, природу, барьер между сотворенным и Творцом.
*
В заслугу Адама необходимо помнить, что весь его грех был «во имя Небес». Размышляя обо всех видах зла, существующих в мире, он хотел исправить их тем, что будет отрицать их в своем сознании, и тем самым раскроет славу царства и единства Творца во всех мирах. Но поскольку это не было ему заповедано, и, наоборот, ему было запрещено это исследование и размышление, он согрешил в этом, и поскольку согрешил — продолжил спускаться и вместе со всем мирозданием погрузился в грех.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»