Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мир был сотворен буквой бет, поскольку бет — начало множественности

Благословил его манной

«И благословил его, и освятил его… “Благословил его манной”, — ведь каждый день недели выпадала одна мера манны, а в пятницу — две. “И освятил его манной”, которая вообще не выпадала в субботу. Писание говорит здесь о будущем» (Раши). Вот как мудрецы Зоара отвечают на свой вопрос: «Но вот как мы учили: все благословения наверху и внизу зависят от седьмого дня. И учили: Почему не находилась манна в седьмой день? Потому что от того дня благословляются все высшие шесть дней, и каждый из них дает свое пропитание вниз, каждый в свой день от того благословения, которое они получают в седьмой день».

Попытаемся углубиться в данную тему: источник субботнего благословения.

Двойственность — источник благословения в мироздании

«По всем мнениям благословение — в манне. И имеется в виду не только в манне, но манна является наивысшим благословением, потому что она — для субботы. Ведь на субботу выпадало две меры на человека, и хотя в субботу у них не было больше манны чем в шесть дней, а лишь одна мера, и не имеется в виду только то, что было благословение ради субботы найти две меры. Но дополнительное благословение заключалось в том, что собирал ее так, как во все дни недели, но находил две меры. И в этом благословение» (Маараль).

«Таково его благословение — давать в двойном размере за один раз, ибо все идет за даянием, а не за потребностью» (Маараль).

Постараемся понять корни вещей. «После всех других (букв) входит бет и говорит перед Ним: Властелин мира, Ты желаешь сотворить мир мною, — ведь мною говорят: “Благословен Господь каждый день” (слово благословен, барух, начинается с буквы бет). Отвечает Всевышний: Да, благословен входящий с именем Господа. Сразу же принял (ее притязание) Всевышний и сотворил мир буквой бет, как сказано “В начале (Берешит) сотворил…» (Буквы раби Акивы). «Почему буквой бет? Потому что она указывает на благословение».

Объясняет Маараль: «Здесь нам открываются великие вещи! Ибо правильно, чтобы мир был сотворен буквой бет, поскольку бет — начало множественности, — ведь в алефе нет множественности… И потому буквы, составляющие слово барух (ב, ר, ך), относятся к двойке (2, 20, 200). Ибо сотворение мира — это множественность, и ему следует начаться с буквы бет, которая является началом множественности… ибо сотворение есть благословение в мире».

Данный вопрос подробно обсуждался в книге «Знание молитвы». Приведем здесь вкратце тезисы, необходимые для понимания нашего вопроса. Вся существующая реальность построена на структуре миров, один над другим, и высший уровень посылает жизненную силу и благословение нижнему. Это разделение между воздействующим и получающим находится в корне множественности и благословения, существующих в реальности. Те структуры, в которых находятся совершенство и воздействие, мы называем «небом», а пустую и недостающую структуры называем «землей». Однако следует знать, что корень нижних — в высших, откуда они отделились. Они же — часто упоминаемые категории формы и материи. Всякая возможность благословения в нижних имеет место только через их желание и стремление подняться и соединиться с высшими, и тем самым прилепиться и приобщиться к источнику благословения. Но приобщение может быть только между подобными. Когда нижние поднимутся от категории материи к категории формы, поставят себя в тайне двойственности, — будут подобны своим корням в высших мирах, тогда они смогут сочетаться с ними и получить от них изобилие благословения. Поразмыслите над этим как следует, ведь мы привели только самые краткие тезисы.

Суббота, как мы объяснили, — это день, стоящий в тайне двойственности, и потому он получает — для всех будних дней — изобилие благословения от той Высшей субботы — дня, который весь — суббота, от Грядущего мира, источника жизненной силы нашего мира.

«Суббота есть тайна нижней буквы ה, черпающей из высшей ה» (раби Цадок аКоэн).

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»