Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Маараль, Ман, Рав Эуд Авицедек, Материальные блага
«И благословил его, и освятил его… “Благословил его манной”, — ведь каждый день недели выпадала одна мера манны, а в пятницу — две. “И освятил его манной”, которая вообще не выпадала в субботу. Писание говорит здесь о будущем» (Раши). Вот как мудрецы Зоара отвечают на свой вопрос: «Но вот как мы учили: все благословения наверху и внизу зависят от седьмого дня. И учили: Почему не находилась манна в седьмой день? Потому что от того дня благословляются все высшие шесть дней, и каждый из них дает свое пропитание вниз, каждый в свой день от того благословения, которое они получают в седьмой день».
Попытаемся углубиться в данную тему: источник субботнего благословения.
«По всем мнениям благословение — в манне. И имеется в виду не только в манне, но манна является наивысшим благословением, потому что она — для субботы. Ведь на субботу выпадало две меры на человека, и хотя в субботу у них не было больше манны чем в шесть дней, а лишь одна мера, и не имеется в виду только то, что было благословение ради субботы найти две меры. Но дополнительное благословение заключалось в том, что собирал ее так, как во все дни недели, но находил две меры. И в этом благословение» (Маараль).
«Таково его благословение — давать в двойном размере за один раз, ибо все идет за даянием, а не за потребностью» (Маараль).
Постараемся понять корни вещей. «После всех других (букв) входит бет и говорит перед Ним: Властелин мира, Ты желаешь сотворить мир мною, — ведь мною говорят: “Благословен Господь каждый день” (слово благословен, барух, начинается с буквы бет). Отвечает Всевышний: Да, благословен входящий с именем Господа. Сразу же принял (ее притязание) Всевышний и сотворил мир буквой бет, как сказано “В начале (Берешит) сотворил…» (Буквы раби Акивы). «Почему буквой бет? Потому что она указывает на благословение».
Объясняет Маараль: «Здесь нам открываются великие вещи! Ибо правильно, чтобы мир был сотворен буквой бет, поскольку бет — начало множественности, — ведь в алефе нет множественности… И потому буквы, составляющие слово барух (ב, ר, ך), относятся к двойке (2, 20, 200). Ибо сотворение мира — это множественность, и ему следует начаться с буквы бет, которая является началом множественности… ибо сотворение есть благословение в мире».
Данный вопрос подробно обсуждался в книге «Знание молитвы». Приведем здесь вкратце тезисы, необходимые для понимания нашего вопроса. Вся существующая реальность построена на структуре миров, один над другим, и высший уровень посылает жизненную силу и благословение нижнему. Это разделение между воздействующим и получающим находится в корне множественности и благословения, существующих в реальности. Те структуры, в которых находятся совершенство и воздействие, мы называем «небом», а пустую и недостающую структуры называем «землей». Однако следует знать, что корень нижних — в высших, откуда они отделились. Они же — часто упоминаемые категории формы и материи. Всякая возможность благословения в нижних имеет место только через их желание и стремление подняться и соединиться с высшими, и тем самым прилепиться и приобщиться к источнику благословения. Но приобщение может быть только между подобными. Когда нижние поднимутся от категории материи к категории формы, поставят себя в тайне двойственности, — будут подобны своим корням в высших мирах, тогда они смогут сочетаться с ними и получить от них изобилие благословения. Поразмыслите над этим как следует, ведь мы привели только самые краткие тезисы.
Суббота, как мы объяснили, — это день, стоящий в тайне двойственности, и потому он получает — для всех будних дней — изобилие благословения от той Высшей субботы — дня, который весь — суббота, от Грядущего мира, источника жизненной силы нашего мира.
«Суббота есть тайна нижней буквы ה, черпающей из высшей ה» (раби Цадок аКоэн).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»