Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Благословение, Связь с Творцом, Ман, Рав Эуд Авицедек, Материальность
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в него покоился от всякой работы, которую сотворил Бог, чтобы делать» (Берешит 2:2).
Сказано выше, что в Субботу Творения раскрылась цель сотворения мира — воздаяние блага, «мир добротой (Хеседом) построится». Это благословение, изливающееся на мироздание и человека в этот день, и корень данного благословения — качество Хесед. И так: «Первый человек был сотворен в канун субботы, чтобы сразу же приступить к субботней трапезе. Аллегория с царем, который построил дворец, украсил его и приготовил трапезу, а затем пригласил гостей» (Санедрин 38). Это «добрый дар» в Его сокровищницах, которым Он хотел наделить Адама, созданного прямо в реальность субботы. И если бы он не согрешил, то поднялся бы, вместе со всем мирозданием, в день, который весь — суббота. Однако данная концепция требует дополнительного анализа, — ведь в Субботу Творения раскрывается атрибут Царства Всевышнего (Малхут), «Царь судом поставит землю».
Данный вопрос объясняется в учении раби Цадока аКоэна: «Хотя царь судом поставит землю, и весь атрибут Малхут — это качество Суда, и закон Царства — судить мир по справедливости, все это — только для того, чтобы поставить землю, и для управления царством… Но сам царь, наоборот, полон милосердия, и потому цари Израиля — из колена Йеуды, имя которого происходит от четырехбуквенного Имени Всевышнего (с добавлением буквы далет), имени Авайе, указывающее на “Самого Царя”. И это — качество милосердия, и Он называется царем Израиля, ибо мы — Его сыновья. А у себя в доме царь не ведет себе по-царски, это только для чужих. Но в своем доме он — как всякий отец для своих сыновей, которые связаны с самим царем…»
Когда «царь в своем доме», нет управления Царства-Суда. Когда Божественное присутствие находится в нижних мирах, и все мироздание — Его дом, есть только управление милосердия и воздаяния блага — это «сам Царь». «Когда сотворил Всевышний Свой мир, сотворил его в шесть дней, и отдыхал в день субботний. Благословил его, и освятил его, как человек, построивший свой дом, закончивший работу и устроивший праздник» (Танхума).
Возникает вопрос: ведь суббота — атрибут Малхут, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что приготовили за шесть дней. Если так, то, каким образом суббота становится источником благословения всех дней? Данный вопрос задается еще в Зоаре: «Написано: И благословил Бог день седьмой. И написано о манне: “Шесть дней собирайте ее, а в седьмой день — суббота, не будет ее в нем. Поскольку не находится в субботний день пропитание, какое благословение находится в нем?”» Если в субботу есть только то, что приготовили в пятницу, то какое в ней благословение? Данный вопрос задается каждым евреем и в личной жизни — таково испытание соблюдения субботы: человек теряет рабочий день и к тому же несет дополнительные расходы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»