Темы: Недельная глава, Грех, Ноах, Разврат, Ответственность, Бенцион Зильбер
Выражение «Ноев ковчег» известно, наверно, каждому: и читавшим, и не читавшим Тору. Ной (Ноах на иврите), его семья и опекаемые ими животные были единственными, кто, по воле Всевышнего, спасся в ковчеге от потопа, которым Б-г счел необходимым очистить мир.
Очистить от чего? «И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною… Я истребляю их с земли» (6:13), потому что «извратилась земля перед Б-гом» (6:11). В «Беседах о Торе» мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, цитирует выдержку из Талмуда: «Поколение потопа возгордилось из-за того, что слишком хорошо им жилось» (Санедрин, 108а) – и объясняет: «Эти люди жили не зная, что такое голод, тяжелый труд, мучительные болезни, лагеря, тюрьмы… земля была щедра к ним», а наказания Свыше они не боялись, чувствуя себя прекрасно защищенными в этом благоустроенном мире. Гордыня и самоуверенность привели к тому, что люди стали нарушать законы, предписанные им Б-гом, и беспорядочно спариваться с кем попало, в том числе и с животными.
К чему это привело? Нарушение закона извращает человека. Лиха беда начало, как говорится, и в следующий раз ему уже легче уступить прихоти. Сегодняшние поступки человека формируют его завтрашние действия, и если это дурные поступки, человек «портится». Но ведь в Торе сказано: «извратилась земля»? Почему – если речь идет о людях? Рав Иосеф-Дов Соловейчик из Бриска в книге «Бейт-а-леви», посвященной комментариям на Хумаш (Пятикнижие), объясняет: люди оказывают влияние на самих себя, на других людей и на окружающую среду. Не только на животный, но даже и на неживой мир. Не в том смысле, что они способны повернуть русла рек и вывести новую породу скота, а в том смысле, что всякий их поступок влияет на состояние мира. И не только поступок, совершенный у кого-то на глазах и вызвавший подражание, но и то, что мы делаем, находясь наедине с собой. Действия поколения потопа повлияли на животных так, что те, хоть и не имеют свободы выбора, изменили своей природе и стали смешивать виды – «извратились».
Можем ли мы непосредственно увидеть результаты такого влияния? Трудно сказать. Но, может быть, именно особой атмосферой, порожденной преступлениями фашизма, объясняются активное участие жителей оккупированной немцами Прибалтики в массовых убийствах евреев во время Второй мировой войны или послевоенные еврейские погромы в Польше. Совершенно очевидно, например, что человека меняет переезд на новое место, в новую страну, что он испытывает на себе влияние иной атмосферы. Говорят мудрецы, что на атмосферу в городе влияет присутствие в нем праведника.
Таким образом, обладая способностью не только прямо, но и косвенно, духовными путями, влиять на самого себя, на окружающих и на состояние мира в целом, человек может сделать много хорошего и себе, и другим. И будем помнить: хорошее дело влечет за собой возможность хорошего дела. Мицва горерет мицва, как сказано в Пиркей авот, 4:2.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»